СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Совершенствование системы управления охраной труда на химических предприятиях малого бизнеса

Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономического развития любого современного государства. В западных странах именно на этот сектор приходится основная доля занятости населения и производства товаров и услуг. В России среднесписочная численность работников малых предприятий - более 10 млн чел., что составляет около 22% от общей численности занятых, тогда как в Европе - 70% и выше. По видам экономической деятельности малый бизнес, как правило, представлен в основном предприятиями в сфере сервиса, торговли и общественного питания, т. е. относительно безопасными видами деятельности. Однако в структуре малого предпринимательства России достаточно высока доля и тех сфер деятельности, которые традиционно относятся к отраслям с самыми высокими показателями травматизма и профзаболеваемости, - строительства, транспорта и связи, обрабатывающих и перерабатывающих производств. Еще острее стоит вопрос безопасности труда на химических предприятиях, где возрастает возможность получения профессиональных заболеваний при повышенных концентрациях вредных веществ в воздухе рабочей зоны, а также совокупного воздействия и других вредных факторов, таких как шум, вибрация, различные виды излучений, неблагоприятный микроклимат производственных помещений. Это проявляется прежде всего в том, что предприятия малого бизнеса функционируют в производственных помещениях, не соответствующих требованиям санитарных норм и правил, где используются физически и морально устаревшие оборудование и технологии.

На малых предприятиях зачастую благополучие работников зависит от собственника. Упрощенная формализованность трудовых отношений приводит к тому, что на предприятиях не заключаются трудовые договора и зачастую предпочтение отдается устным договоренностям, что выводит наемного работника из сферы социальной защиты. Широко практикующиеся гибкие формы принуждения сотрудников к труду без оплаты больничных и сверхурочных работ не гарантируют охрану труда и здоровья работающих. На малых предприятиях отсутствуют и коллективные договора, позволяющие регулировать отношения работодателя и работников в области охраны труда. Практически на всех малых предприятиях отсутствуют профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию в защиту интересов работников. На практике это приводит к тому, что на малых предприятиях уровень производственного травматизма, в том числе смертельного, в 3,5 раза выше, чем на крупных и средних предприятиях всех форм собственности.

По данным Минздравсоцразвития России, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не всегда в полном объеме выделяется финансирование на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не на всех предприятиях проводятся периодические медосмотры. Несмотря на то что на организации малого предпринимательства распространяется действие всех законодательных и нормативных правовых актов по охране труда федерального и регионального уровней управления, многие руководители малых предприятий не знакомы с основными требованиями данных правовых актов в области охраны труда и не находят возможности узнать о них. Сами руководители предприятий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, что негативно влияет на выполнение безопасных методов и приемов труда работниками.

Несоблюдение требований охраны труда и отсутствие управления охраной труда является одной из самых серьезных проблем не только в сфере малого бизнеса, но и в экономике в целом. Для решения этой проблемы необходимо управление охраной труда на всех уровнях - от государственного до корпоративного. Если в крупных компаниях службы охраны труда сохранились еще со времен социализма, то малый бизнес таким багажом не обладает, а руководители малых предприятий узнают о необходимости соблюдения требований охраны труда зачастую впервые во время инспекционных проверок.

Руководителю малого предприятия бывает трудно самому разобраться в сложных правовых и организационных вопросах охраны труда, а содержать службу охраны труда или специалиста не всегда целесообразно. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда решением этой проблемы может быть аутсорсинг, т. е. привлечение организации или специалиста по договору.

Устранение причин плохих условий труда возможно только в результате развития инвестиционной политики предпринимательства. Малый бизнес должен иметь финансовые средства для закупки новой техники, проведения планово-предупредительных ремонтов, реконструкции зданий и сооружений, а не заниматься выживанием. Для минимизации перечисленных отрицательных явлений и эффективного развития малого бизнеса необходимо создание эффективной системы государственной поддержки - стабильная нормативная и законодательная база для того, чтобы малый бизнес мог выполнить важную социальную функцию - создание дополнительных рабочих мест, что снизит социальную напряженность в обществе.

Со стороны государственных органов власти необходимо расширить возможности для предоставления малому предпринимательству льготных кредитов на развитие бизнеса и обеспечения безопасных условий труда работающим, контроль за соблюдением требований нормативов по охране труда и режимов труда и отдыха работников.

В качестве методического пособия по обеспечению охраны труда для предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний вновь создаваемого малого предприятия, а также профилактической работы на действующем малом предприятии может служить ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях». Данный нормативный документ позволит разработать свою концепцию по охране труда, создать систему управления охраной труда и поможет организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, исключающие ущерб в результате аварий и несчастных случаев.

Для вовлечения работников в активную работу по соблюдению требований охраны труда работодателю рекомендуется создать на своем предприятии комиссию по охране труда или выбрать уполномоченных из числа работников, которые будут представлять их интересы в данной области. Комиссия или уполномоченные контролируют выполнение плана работ по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организуют проверки производственных условий и охраны труда, а также информируют о результатах проверок остальных работников.

Мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению его безопасности должны разрабатываться специалистами охраны труда по основным направлениям деятельности предприятия и включаться в планы научной организации труда и социального развития работников. Согласно приказу Минздравсоцразвития России № 113н от 10 февраля 2012 г., финансовое обеспечение мероприятий и предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников может проводиться за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако для большинства предприятий малого бизнеса эта сумма в течение одного календарного года может составлять незначительную величину, размер которой не позволит указанным страхователям осуществить финансирование предупредительных мер для достижения ощутимого результата. В этом случае мероприятия могут финансироваться организацией за счет средств общепроизводственных расходов, а также могут осуществляться за счет амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных фондов, или за счет банковского кредита.

Таким образом, улучшение ситуации в области охраны труда на предприятиях малого бизнеса должно осуществляться на основе системного подхода. При этом важную роль должны сыграть государственные программы действий по улучшению условий труда на предприятиях малого и среднего бизнеса, а также сами субъекты малого предпринимательства.




Л. Г. Кириллова, А. С. Кириллова Казанский национальный исследовательский технологический университет г. Казань


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - 228 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601