СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Современное состояние управления условиями и охраной труда в Казахстане: проблемы и перспективы

Одним из главных приоритетов в трудовой деятельности человека является сохранение жизни и здоровья. Поэтому все мероприятия по охране и безопасности труда должны быть направлены на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В условиях интеграции в мировое экономическое пространство необходимо активно внедрять апробированные и принятые в мире системы управления производственной безопасностью и здоровьем. Поиск новых подходов к управлению охраной труда по ее совершенствованию как на государственном, так и на территориальном уровне обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере.

В последние годы в Республике Казахстан сформировались тенденции устойчивого социально-экономического роста. Структурная перестройка экономики, позитивный инвестиционный климат и улучшение качества жизни обусловили повышение спроса на труд. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, в 2011 г. численность населения в стране составила 16 442,0 тыс. чел., из них 1 521,6 тыс. чел. (в том числе 935,8 тыс. мужчин и 585,7 тыс. женщин) были заняты во вредных и опасных условиях труда [1]. При этом доля работников, занятых во вредном производстве, к трудоспособному населению республики (в возрасте от 20-55 лет) составляет 17,7% - 37,3 тыс. чел. Последние годы заметно возросла численность занятых на малых предприятиях в сфере торговли, обслуживания населения, в строительстве и сельском хозяйстве.

Государственная политика в области условий и охраны труда еще не в полной мере обеспечивает системный комплексный подход ко всему спектру решаемых задач в этой области, в том числе внедрение инновационных элементов экономической эффективности управления. В последние годы в республике наблюдается снижение травматизма на производстве со смертельным исходом, однако его уровень не может считаться удовлетворительным.

Анализ показал, что по республике в 2010 г. на производстве пострадало 2 162 чел., что на 2,3% выше, чем в 2009 г. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 2010 г. вырос на 4,9% (363 погибших против 346 чел. в 2009 г.) [2]. В 2011 г. в организациях страны произошло 2024 несчастных случая, где пострадали 2 247 чел., в том числе 389 женщин, травматизм среди которых в сравнении с 2010 г. снизился на 1% (393 чел.). Коэффициент частоты несчастных случаев составил 0,47 против 0,48 в 2010 г. [3].

Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом на 1 000 работающих в последние годы в Республике Казахстан составляет около 0,09, что ниже, чем аналогичный показатель в Российской Федерации (0,124), но в то же время превышает соответствующий показатель в странах Евросоюза, таких как Дания (0,03), Швеция (0,03) или Норвегия (0,06) [4].

Анализ профессиональной заболеваемости в республике за 10 лет (2001-2010 гг.) показал, что количество вновь выявленных профзаболеваний увеличилось с 353 до 1 136 случаев - рост составил 30%. Коэффициент профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работников за этот период вырос практически в 4 раза: с 2,3 за 2001 г. до 8,1 за 2010 г. [5].

В мире ежегодно регистрируются 160 млн профессиональных заболеваний, которые можно было предотвратить. В результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний умирает порядка 2 млн чел. Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, по мнению экспертов, наносят огромный материальный вред экономике страны [4].

В республике наибольшее число выявленных случаев профессиональных заболеваний в 2010 г. зарегистрировано в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях (512 и 527 случаев соответственно), на эти области приходится более 90% случаев заболеваний. В данных областях сосредоточена практически вся горнодобывающая, горно-обогатительная и угольная промышленность с особо вредными и опасными условиями труда [2].

Также сохраняется динамика повышения уровня первичной инвалидности вследствие профзаболеваний и трудового увечья и полной утраты трудоспособности от трудового увечья (в 2006 г. - 29 чел., в 2010 г.

39 чел.). Уровень впервые установленных случаев утраты трудоспособности с умеренными нарушениями функций организма из-за профзаболе- ваемости возрос со 131 случая в 2006 г. до 166 в 2010 г. [5].

В структуре профессиональных заболеваний ведущее место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, органов слуха, острые химические интоксикации и отравления, вибрационная болезнь, дерматологические заболевания. Более чем у 25% заболевших работников выявляются сочетанные формы (два и более заболеваний).

Данные профзаболевания обусловлены тяжестью и напряженностью труда, повышением уровня шума, загрязнением воздуха рабочей зоны пылью, газообразными химическими веществами в концентрациях, превышающих допустимую величину, недостаточной обеспеченностью средствами индивидуальной защиты или их неэффективностью, контактом с возбудителями заболеваний и др. Технологические процессы многих предприятий сопровождаются большим количеством ручных операций и значительной физической нагрузкой. Зачастую санитарно-гигиенические условия рабочей зоны не соответствуют установленным нормам.

Неудовлетворительное состояние здоровья работающего населения негативно отражается на экономике страны. Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний республика несет большие социальные издержки.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике материальные последствия несчастных случаев, включая выплату по листу нетрудоспособности, доплаты до прежнего заработка или при переводе на другую работу и единовременные пособия, в 2010 г. составили 1,2 млрд тенге. На льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда в 2010 г. было затрачено более 52 млрд тенге, что на 28,8% больше, чем в

г. (более 40 млрд тенге), или 0,02% ВВП (21 514 млрд тенге) [6; 7].

Основными причинами, приводящими к несчастным случаям на производстве, остаются: износ оборудования, несоблюдение требований технологической дисциплины, отсутствие культуры безопасного ведения работ. В немалой степени росту производственного травматизма в организациях отраслей экономики способствует несовершенство законодательной и нормативной базы в области безопасности и охраны труда, ее отставание от темпов экономических реформ.

На условия и охрану труда в настоящее время определяющее влияние оказывают экономическое положение организаций, состояние материально-технической базы производства, уровень используемых технологий, развитость научно-технических и экономико-правовых институтов по защите работающих. Такое положение объясняется тем, что во многих организациях республики отсутствуют службы безопасности и охраны труда, а в тех организациях, где созданы эти службы, они укомплектованы слабыми, недостаточно квалифицированными кадрами.

На рабочих местах недостаточно качественно проводится обучение работников безопасным приемам работ и инструктажи по технике безопасности. К тому же на предприятиях, в том числе на объектах базовых отраслей промышленности, крайне медленными темпами осуществляется техническое перевооружение производств.

Система управления охраной труда, действующая в настоящее время, построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики, что является одной из серьезных проблем. Анализ системы управления охраной труда на предприятиях свидетельствует о необходимости активного применения наряду с правовыми, административными, организационными подходами научно-исследовательских, социальных, экономических рычагов управления охраной труда, обеспечивающих улучшение условий труда и снижение профессионального риска.

Надо признать, что сегодня влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на производстве практически не изучаются, фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.

Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.

При существующей государственной системе инспектирования в области охраны труда отсутствует физическая возможность эффективного контроля соблюдения требований охраны труда, несмотря на целый арсенал мер воздействия на нарушителей и профилактики травматизма.

Основной проблемой является недостаточный охват организаций со стороны государственных инспекторов труда (ежегодно инспекторами проверяется около 10-12% организаций). В 2011 г. среднереспубликанский показатель на одного инспектора труда в месяц составил 4,7 проверки.

В целях качественного осуществления государственными инспекторами труда надзорно-контрольной деятельности необходимо обоснованное повышение численности госинспекторов труда в промышленных регионах.

На сегодняшний день в требованиях к квалификации, предъявляемых к должности государственного инспектора труда, не отражено наличие высшего образования по специальности «Безопасность и охрана труда».

Сложившаяся ситуация с производственным травматизмом в республике ставит перед Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан острую необходимость принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности и условий труда на производстве.

В этой связи на современном этапе развития Республики Казахстан требуется существенно усилить профилактическую и экономическую направленность решений в области охраны труда на всех ее уровнях, и прежде всего в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда в целом.

Необходимо среди приоритетных направлений, по которым ведется активная работа, повышенное внимание уделить состоянию безопасности и охраны труда персонала, улучшению качества подготовки работников, созданию необходимых условий, в которых они работают, укреплению материально-технической базы, усилению профилактики и недопущению аварийности и травматизма. Также принципиально важно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работниками, адаптировать к современным условиям ведения бизнеса и новым потребностям развития страны, привести внутренние нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответствие с международными требованиями.

Решение указанных проблем достигается на основе системного похода к проектированию управления охраной. Данное мероприятие изначально предполагает, что служба охраны труда будет нацелена на предотвращение опасностей, т.е. СУОТ должен работать на профилактику.

Каждый руководитель организации должен обеспечить необходимые профилактические меры и защитить здоровье работников на основе общих профилактических принципов, а именно: избегать производственных рисков; оценивать риски, которые не могут быть устранены; бороться с источниками рисков;

адаптировать труд к человеку;

учитывать техническое состояние организации;

заменять то, что опасно, тем, что не опасно или менее опасно;

осуществлять планирование мер по предупреждению рисков;

принимать индивидуальные и коллективные меры по защите работника.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах их реализации, в построении информационных и управленческих связей, в формах учета, анализа и контроля, методах планирования и т. д.

При этом основной целью обеспечения безопасности и охраны труда на предприятии остается применение системного подхода к управлению охраной труда с выявлением и мобилизацией всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

Библиографический список

О травматизме, связанном с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях в Республике Казахстан : стат. бюл. за 2011 гг. / Агентство по статистике РК. Астана, 2012.

Информационный бюллетень о результатах деятельности Комитета по контролю и социальной защите по итогам 2010 г. Казахстан.

Информационный бюллетень о результатах деятельности Комитета по контролю и социальной защите по итогам 2011 г. Казахстан.

Хусберг В. Системный подход к управлению охраной труда // Охрана труда (Казахстан). 2006. № 11(11). С. 5.

Данные Национального центра гигиены труда и профзаболеваний МЗ РК за 2001-2010 гг. Караганда.

Инструкция по заполнению статистической формы общегосударственного статистического наблюдения «Отчет о травматизме, связанном с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях» : приложение 16 к приказу Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 сентября 2010 г. № 254 (код 1381104, индекс 7-ТПЗ, периодичность годовая).

Инструкция по заполнению статистической формы общегосударственного статистического наблюдения «Приложение 1 к статистической форме 1-Т „Отчет по труду“» : приложение 2 к приказу Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 30 сентября 2010 г. № 277 (код 1681101, индекс Приложение 1 к статистической форме 1-Т, периодичность месячная).




Г. А. Каминская, А. К. Бектемиров, Н. Г. Джумагулова РГКП «Республиканский НИИ по охране труда МТСЗН РК» г. Астана


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - 228 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601