СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Вознаграждение за достойный труд

Что такое достойный труд? «Достойный труд - это труд, при котором права трудящихся защищены, который приносит адекватный доход и обеспечивает социальную защищенность. Также достойный труд подразумевает достаточный труд в том смысле, что каждый индивид имеет полный и свободный доступ к возможностям зарабатывать и получать доход. Кроме того, соблюдение принципов достойного труда означает новые перспективы с точки зрения экономического и социального развития, новые возможности, при которых занятость, доход и социальная защищенность могут быть достигнуты без компромисса между правами трудящихся и социальными стандартами».

Любой труд должен быть вознагражден, и все это знают. Вознаграждение - это своеобразный стимул, который подталкивает сделать свою работу хорошо, на совесть. Оно может быть как материальным, так и моральным. И порой второй вариант предпочтительнее первого, в зависимости от ситуации и вида работы. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека заложила основу международного нормативного регулирования права на вознаграждение за труд. В п. 3 ст. 23 Декларации особо отмечается, что: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения». Ст. 2 Трудового кодекса РФ, перечисляя основные принципы трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, рассматривает понятие «справедливой

заработной платы» в контексте обеспечения достойного человека существования для него самого и его семьи. Вышеуказанные нормативные положения позволили ряду ученых утверждать, что каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение [1].

Вместе с тем данный признак оплаты труда не может обеспечить выплату такого вознаграждения, которое полностью отвечало бы интересам работника, поскольку, категория «справедливость» достаточно неоднозначно рассматривается в обществе и зачастую может приводить к субъективизму. Как верно отметила Г.Н. Комкова, справедливость - это одно из самых спорных явлений, которое может существовать или отсутствовать в одном и том же государстве и обществе [2]. Если для одного трудящегося справедливым считается какое-либо вознаграждение, то не факт, что для другого работника аналогичный размер оплаты будет рассматриваться как справедливый. Поскольку в основном тексте Конституции Российской Федерации категория «справедливость» не встречается, представляется необходимым рассматривать категорию «право на достойное вознаграждение за труд». Понятие «достойное» позволяет исследовать вознаграждение за труд не только с учетом значимости отдельной личности для государства, но и как результат общественной оценки результата труда. Следует признать, что «достоинство личности - это центр, основа всей системы прав человека. От уровня достоинства зависит: с одной стороны, уровень осознания личности своих прав и обязанностей, с другой стороны, от показателей достоинства, зависит охраняемый перечень прав человека» [3]. Государство, закрепляя законодательно конкретные права, показывает, насколько с его стороны уважается достоинство личности. Но достоинство - это внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Достоинство определяет субъективную оценку личности. Таким образом, чем выше государство ценит достоинство личности, тем больше каждый сможет осознать свою значимость в этой жизни, понять свое место в сфере осуществления общественно полезного труда, расширить границы самооценки и индивидуальной ценностной ориентации.

Право на достойное вознаграждение за труд должно рассматриваться как реально существующее конституционное право человека и гражданина. Несмотря на то, что ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации, провозглашая право на вознаграждение за труд, гарантирует вознаграждение без какой либо дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, следует признать, что конституционный текст содержит больший потенциал наполнения данного права. Буквальное толкование конституционного текста обедняет конституционно-правовую материю и не позволяет системно и взаимосвязанно рассматривать все конституционные нормы, которые определяют предназначение и характер государственного регулирования вознаграждения за труд.

Право на достойное вознаграждение напрямую выводится из содержания статей 2; 7; 17; 18; 21; 37 и др. Конституции Российской Федерации, если их системно толковать. Выделение рассматриваемого права - это объективная необходимость, связанная с тем, что государство не должно останавливаться в своем развитии и гарантировать только минимум, который оно сейчас в состоянии обеспечить. Необходимо повышать планку результативности деятельности и стремиться использовать весь конституционный потенциал с целью решения общегосударственных задач. Можно согласиться с мнением В. Зорькина, который делает вывод о том, что конституция - это не остекленевший текст и не пыльный манускрипт, а живой документ. Она образует базовую нормативную основу постоянно изменяющегося мира и должна рассматриваться в контексте этого мира. Закрепленные в ней принципы, а также права и свободы должны интерпретироваться и наполняться более богатым конкретным социальным содержанием, соответствующим каждому новому историческому этапу развития [4].

Конституционное провозглашение права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и ниже установленного законом минимального размера оплаты труда позволило большинству исследователей указанного права сделать вывод о том, что государство принимает на себя только такие обязательства, которые помогают работающим обеспечить себя и свою семью на определенном законом минимальном уровне [1].

Анализируя действующее законодательство, можно утверждать, что государство пока только пытается гарантировать определенный минимум оплаты труда, предоставляя работодателям свободу в сфере определения размеров и видов вознаграждения за труд. По существу, в стране определен своеобразный минимальный стандарт, или «нижняя планка», вознаграждения за труд, который воспринимается работодателями как своего рода барьер, через который нельзя «перепрыгнуть», поскольку максимальное вознаграждение работников законом не ограничивается, предполагается, что работодатель выплачивает такое вознаграждение за труд работника, которое зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Вместе с тем вышеперечисленные и закрепленные в ст. 129 Трудового кодекса РФ отличительные свойства и критерии заработной платы не обеспечивают равноценную плату за равный труд и приводят к дифференциации оплаты труда одной и той же сложности. Например, если сравнить оплату труда в государственном и коммерческом секторе, то становится очевидным, что труд одной и той же сложности оплачивается неодинаково. Таким образом, возникает необходимость выделения дополнительных единых критериев (признаков) вознаграждения работников, позволяющих использовать законодателю новые инструменты правового воздействия на сферу оплаты труда с целью достижения общегосударственных задач.

Возможность каждого гражданина достойно трудиться, выполняя конкретную работу, и тем самым служить на благо российской государственности формирует экономическое развитие страны. Иными словами, нельзя представить инновационный экономический механизм, не зависящий от экономики «трубы», без создания условий достойного труда [5].

Заработная плата остается наиболее острой проблемой рынка труда, несмотря на демонстрируемые государством усилия по ее повышению. Диспропорции в развитии рынка труда находят отражение в низком размере заработной платы, в глубоких различиях уровня заработной платы регионов, в продолжающейся практике задержки выплат и наличии задолженности по заработной плате, связанных с нарушениями трудового законодательства. Правильно организованная и продуманная заработная плата может многое сделать в экономическом развитии страны, регионов и предприятий. В этой связи целесообразно и обоснованно включение оплаты труда (наряду с бедностью, пенсионной системой, образованием, здравоохранением, ЖКХ, демографией и др.) в разряд официальных приоритетов социальной политики и приоритетных действий органов власти и управления России. Нужны заинтересованность и поддержка властей, только тогда оплата труда в инновационной экономике может получить требуемый статус - «достойная».

Библиографический список

Алпатов А. А. Право человека на вознаграждение за труд в контексте соотношения экономики, права и справедливости (теоретико-правовые вопросы) : [монография]. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006 ; Головистикова А. Н. Проблемы обеспечения права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда // Социальное и пенсионное право. 2009. № 1. С. 10-12.

Категория «справедливость» в Конституциях государств - участников СНГ // Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2006. Вып. 7. С. 134.

Марченко В. Я. Достоинство личности в конституционно-правовом измерении : автореф. дис канд. юрид. наук. М., 2008. С. 22.

Право - для человека // Российская газета. 2008. 25 нояб.

Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М. : Норма, 2008. С. 199.




А. К. Писцова, Е. В. Давыдкин Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601