СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Развитие системы социального партнерства как основа и гарантия обеспечения достойного труда

Труд играет огромную роль в развитии общества. Основными функциями труда являются обеспечение общества необходимыми предметами и услугами, обеспечение материального благосостояния работника и членов его семьи, создание условий самореализации и развития личности, ценностная функция и т.д. Реализация указанных функций в полной мере возможна лишь при условии обеспечения достойного труда в обществе, что предполагает построение такой системы, в которой интересы субъектов были бы сбалансированы, находились бы в равновесном состоянии.

Социально-трудовые отношения являются центральной категорией, описывающей различного рода взаимодействия субъектов в сфере труда. Отношения эти сложны и многогранны, они представляют собой основу общественного развития. Для реализации концепции достойного труда необходимо с помощью регулирующих воздействий направлять развитие социально-трудовых отношений в сторону достижения баланса между субъектами отношений. Главной целью регулирования социальнотрудовых отношений является создание условий для развития трудовой среды общества, повышения занятости населения посредством роста его трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, обеспечиваемых в процессе разработки и реализации специальных механизмов, позволяющих соблюдать социально-правовые гарантии участников трудового процесса в области оплаты и условий труда, социальной защиты и социального страхования.

Регулирование социально-трудовых отношений - это комплекс мер, действий, применяемых субъектом управления в социально-трудовой сфере с целью создания условий для развития трудовой среды общества, обеспечения сбалансированности и защиты интересов всех ее участников.

Ведущая роль в преодолении кризисных явлений в трудовой сфере и налаживании цивилизованных социально-трудовых отношений в современной России должна принадлежать государству. Идеология государственного регулирования должна быть развернута в сторону решения социальных задач, прежде всего защиты интересов работников как более слабого субъекта социально-трудовых отношений.

В рамках современной рыночной модели можно выделить несколько основных подходов [1] к регулированию социально-трудовых отношений.

Либеральный подход рассматривает занятость и оплату труда как внутреннее дело работодателя (компании) и работника, которые регулируются преимущественно индивидуальными контрактами. При этом существенно ограничиваются права профсоюзов на предприятиях, отсутствует национальная система социального партнерства. Такой подход в наибольшей степени характерен для США. Однако следует отметить, что в этой стране действуют внешние механизмы защиты интересов работника (минимум оплаты труда, развитая система судебной защиты). Кроме того, и сами компании, заинтересованные в высококвалифицированной рабочей силе, осуществляют политику закрепления и развития кадров.

Европейский подход предполагает высокие институциональные барьеры для увольнения работника, широкое участие государства и профсоюзов в регулировании оплаты труда. Тарифные соглашения всех уровней существенно ограничивают свободу предпринимателей, что приводит к относительно более низкой дифференциации в оплате труда по сравнению с США.

Японская трудовая модель характеризуется пожизненным наймом, зависимостью оплаты и должностного оклада продвижения от стажа, господством патерналистских отношений в рамках фирмы. Сами компании, заинтересованные в высококвалифицированной рабочей силе, осуществляют политику закрепления кадров и стимулирования длительного стажа работы путем повышения заработной платы за выслугу лет и, главное, предоставления социальных выплат и льгот за счет компании (дополнительные пенсии, медицинское страхование от предприятий, дополнительное страхование по безработице и др.).

В российских условиях наиболее приемлемым является европейский подход, реализация которого невозможна без построения системы социального парстнерства. В социальном государстве социальное партнерство как особый механизм регулирования трудовых отношений направлено на достижение компромисса между государственной властью, работодателями и работниками и способствует снижению рисков в социально-трудовой сфере.

Развитие системы социального партнерства как одной из форм регулирования социально-трудовых отношений на современном этапе рыночных преобразований в России является одной из актуальных на сегодняшний день проблем. Сама идея социального партнерства занимает важнейшее место в научном анализе современного общества, эволюции трудовых отношений и законодательных практик многих стран мира.

Система социального партнерства - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в социально-трудовой сфере.

Структура социального партнерства составляет универсальную систему механизмов, регламентирующих права и интересы работников и работодателей.

В России становление института социального партнерства происходило «сверху» по инициативе государства в условиях жестокого экономического и социального кризиса 90-х гг. прошлого века. Кроме того, существует мнение, что «введение» социального партнерства имело прежде всего политическое значение. Оно было призвано, с одной стороны, затушевать остроту социальных проблем периода «шоковых реформ», а с другой - сделать социально-трудовые отношения более управляемыми, амортизировать возможные конфликтные ситуации.

Развитие социального партнерства в России наталкивается на целый ряд трудностей. Основная трудность состоит в том, что до сих пор не сформировались главные субъекты общественного партнерства. Профсоюзные объединения дробятся на соперничающие группировки, а работодатели и предприниматели разобщены по многим ассоциациям и союзам. Если на низовом уровне такая разобщенность сторон - не помеха для сотрудничества, то на федеральном и отраслевом уровнях она серьезно затрудняет нахождение общих согласованных решений [2].

Однако в настоящее время, несмотря на существующие проблемы в области социально-трудовых отношений, имеются серьезные предпосылки для грамотно построенной системы регулирования социально-трудовых отношений. Это обусловлено неизбежным возрождением российской экономики и чрезвычайно актуальным вопросом повышения общей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Достижение этого создаст предпосылки для позитивных изменений в сфере труда.

Библиографический список

Соболев Э. Н. Регулирование социально-трудовых отношений в России : генезис, механизмы, направления трансформации : автореферат дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010.

Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения) : учебник / под ред. В. А. Гаги. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2008.




Е. В. Масленникова Челябинский государственный университет г. Челябинск


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601