В последние годы произошло разрушение системы организации заработной платы. Ее величина в денежном выражении все меньше связывалась с результатами труда и возрастала только в связи с ростом цен. В массовых масштабах обесценивался высококвалифицированный труд. Имеющийся Единый справочник работ и профессий рабочих, а также Единый справочник должностей руководителей, специалистов и служащих носят рекомендательный характер. Более детальный анализ показал, что на предприятиях квалификация рабочих часто не соответствует сложности выполняемых работ, отсутствуют рабочие 1-го разряда, неопытным молодым рабочим присваивается сразу 2-й или 3-й разряды.
Квалификационная оценка различных рабочих мест затруднена, ибо на каждом рабочем месте выполняется не одна, а комплекс работ различной сложности. Система тарифных разрядов располагает недостаточными возможностями для оценки роста квалификации. Обычно рабочие в 35-40 лет достигают наивысшего разряда по ЕТКС и у них нет перспективы роста разряда, а значит, и повышения тарифной зарплаты.
Нет никакой зависимости между квалификационными разрядом рабочих и уровнем их зарплаты. Зарплата фактически никак не связана с квалификацией. Фактор сложности труда при дифференциации заработной платы фактически перестал быть определяющим.
Действующие тарифные сетки не позволяют в должной мере оценивать качество труда за счет низкой доли тарифа.
Возрастание разного рода поощрительных выплат и надбавок (за высокую результативность работы, за высокое качество работы, за напряженность и интенсивность труда и т.п.) привело к тому, что данный вид надтарифных выплат перестал играть стимулирующую роль и стал средством повышения уровня оплаты труда работников отдельных профессий, наиболее значимых для завода.
Дифференциация заработной платы по разрядам не достигает психологической границы ощутимости этого разделения.
В силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам.
Таким образом, сложились следующие тенденции в области организации оплаты труда:
отказ от установления и регулирования тарифных ставок;
определение сложности труда для каждого работника РФ;
регулирование минимального размера оплаты труда.
Эти выводы подтверждаются проведенными исследованиями оплаты труда на ОАО «Уралмашзавод» и ОАО «Синарский трубный завод».
Во-первых, предполагается распределить тарифные разряды по укрупненным уровням сложности на основе разработанной методики НИИ труда и социального страхования. Цель данной методики - установить тесную зависимость между уровнем квалификации рабочего и оплатой его труда [1].
Предлагаемая нами методика отличается от упомянутой выше распределением разрядов работ по действующему ЕТКС применительно к металлургическому производству, а также некоторой корректировкой критериев, определяющих уровень сложности работ.
Такой подход позволит:
а) увязать каждый уровень сложности работ с требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной подготовки рабочих (необходимость наличия начального профессионального образования, среднего профессионального образования и т.д. для выполнения работ данного уровня сложности) [1];
б) распределить уровни сложности работ в зависимости от необходимого набора знаний, умений, профессиональных навыков и ответственности, что позволит также унифицировать уровни сложности работ с системами квалификаций, принятыми в международной и разрабатываемыми в российской практике (восемь разрядов действующего ЕТКС соответствуют первым четырем уровням квалификации Европейской рамки квалификаций и Национальной рамки квалификаций, предлагаемой в настоящее время к использованию Российским союзом промышленников и предпринимателей) [1].
Переход к четырем уровням сложности работ, которые, в свою очередь, являются показателями уровня квалификации рабочего, создаст условия для формирования системы добровольной сертификации персонала, т.е. системы установления и признания квалификации рабочего.
Во-вторых, предлагаем величину тарифной ставки 1-го разряда установить в таком размере, чтобы месячная оплата труда работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, была не ниже 1,3 прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного по Свердловской области (на сегодняшний день составляет 9 874,80 р.). Это, в свою очередь, позволит выполнить условие коллективного договора.
В-третьих, оплату за работу в ночное время, за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда предлагаем производить из расчета тарифной ставки 1-го разряда, так как работники независимо от уровня квалификации работают в одинаковых условиях.
В результате предложенных мероприятий и анализа уровня заработной платы с новыми условиями тарифная сетка по уровням сложности работ и расчетная средняя заработная плата будут иметь следующий вид (табл. 1, 2).
Т аблица 1
Тарифная сетка для оплаты труда рабочих
Показатель Уровни сложности работ
1 2 3 4
Тарифная ставка, р. 35,39 42,47 54,85 73,26
Тарифные коэффициенты 1,0 1,20 1,55 2,07
Абсолютное возрастание коэффициентов - 0,20 0,35 0,52
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % - 20 29 34
Предлагаемая тарифная сетка разработана с учетом тарифных коэффициентов действующей тарифной сетки. Характеризуется прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов. Данная тарифная сетка упрощает организацию заработной платы. Обязательным условием внедрения предлагаемой тарифной сетки является приведение квалификационных разрядов работников в соответствие с тарифными разрядами работы.
Т аблица 2
Средняя заработная плата по уровням сложности
Проект Уровни сложности работ
1 2 3 4
Средняя заработная плата, р.
Коэффициент редукции
Абсолютное возрастание коэффициентов
Относительное возрастание коэффициентов, % 9 876 1 15 957 1,62 0,62 62 19 703 1,99 0,38 23 25 268 2,56 0,56 28
Формирование заработной платы по новой тарифной сетке произойдет в пределах сложившегося фонда заработной платы на предприятии и потребует незначительных вливаний, которые можно реализовать за счет поглощения одной из дополнительных премий. Удельный вес тарифа составит 75%.
Предложенная схема распределения работ по уровням сложности по разрядам не обязательна, возможно распределение по уровням произвести и с учетом профессий. Дальнейшее совершенствование тарифных условий связано с разработкой системы профессиональных стандартов, которая уже инициирована работодателями в организациях ряда отраслей. В настоящее время понятие «профессиональный стандарт» пока не получило однозначного толкования и предприятия наполняют его исходя из потребностей предпринимателей в квалифицированном персонале. При этом за основу структуры стандарта можно принять макет, утвержденный Российским союзом промышленников и предпринимателей [2]. Очевидно, что на предприятиях можно разрабатывать профессиональные стандарты для профессий рабочих, на основе которых проводить тарификацию работ и рабочих с целью правильного соотнесения их по предложенной схеме определения уровней сложности работ.
Библиографический список
Актуализация Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) - 2009. URL : www. hghltd.yandex.net.
Методика разработки профессиональных стандартов. URL : www. nark-rspp.ru.
В. В. Кокшарова, Л. Н. Зотова
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 2469