В структуре пенсионной системы большинства стран присутствуют три основных компонента. Во-первых, государственная пенсионная система (распределительная) - обязательная составляющая. Во-вторых, профессиональная пенсионная система (связанная с местом работы) - обязательная или добровольная составляющая (в зависимости от страны). В-третьих, индивидуальная частная пенсия (т.е. фондируемая пенсия, обеспеченная накоплением капитала).
На рис. 1 представлена доля государственных пенсий в общем размере пенсионного обеспечения граждан ряда стран.
Рис. 1. Нефондируемые (распределительные) пенсии, обеспечивающие главную часть пенсионного дохода, %
Таблица 1 дает представление о возрастных параметрах, связанных с пенсионным обеспечением в различных странах.
Т аблица 1
Нормативный пенсионный возраст (2011 г.), лет
Страна Мужчины Женщины
Австрия 65 60
Бельгия 65 65
Чехия 62 59
Дания 65 65
Финляндия 65 65
Франция 60 60
Германия 65 65
Венгрия 62 62
Италия 65 60
Норвегия 67 67
Польша 65 60
Словения 63 61
Испания 65 65
Швеция 65 65
Швейцария 65 64
Великобритания 65 60
Из табл. 1 видно, что средний нормативный пенсионный возраст в европейских странах не имеет больших гендерных различий и составляет 60-67 лет у мужчин и 59-67 лет у женщин.
Одним из весьма острых вопросов остается размер замещения пенсией утраченного заработка, который не всегда дотягивает до нормативов, определенных конвенцией МОТ (рис. 2) [1]. Согласно Конвенции № 102, коэффициент замещения должен быть равен 40%.
Рис. 2. Валовые коэффициенты замещения (по всем обязательным источникам пенсионного дохода), %
Коэффициент замещения пенсией среднего заработка рассматривается как отношение пенсии к заработной плате [2]. Динамика изменения номинального размера пенсий - малоинформативный показатель с точки зрения оценки перспектив развития самой пенсионной системы и того уровня жизни, который она обеспечивает пенсионерам. В этом смысле наиболее значимым показателем является коэффициент замещения утраченного заработка, предлагаемый пенсионной системой ее участникам.
Сразу необходимо отметить, что существуют разные методики оценки коэффициента замещения. Для пенсионной системы в целом чаще всего используется коэффициент замещения, который определяется как соотношение среднего размера пенсии и среднего размера начисленной заработной платы [3]. В странах ОЭСР такой коэффициент составляет (если взять усредненного работающего):
при государственном пенсионном обеспечении - 46%; при добавлении обязательной части пенсии - 59%; при добавлении еще и добровольного частного пенсионного обеспечения - 68% [4].
В табл. 2 проиллюстрированы источники финансирования пенсионного обеспечения в некоторых странах Евросоюза.
Источники, из которых осуществляется финансовое обеспечение, разнятся. Ключевой вопрос развития пенсионных систем - обеспечение их устойчивости. Устойчивость системы зависит от ее давления на госбюджет: часто бывает, что поступлений недостаточно в силу роста безработицы, увеличения продолжительности жизни, воздействия финансового кризиса на размер пенсионных фондов.
Источники финансирования пенсионного обеспечения [2]
Страна Источники финансирования
Государственные
субсидии Страховые взносы
Дания Государственное (базовое) обеспечение Дополнительное пенсионное обеспечение Бюджетное финансирование Пенсионный взнос в размере 3,5% от налогооблагаемого дохода Твердый взнос (1/3 - работник, 2/3 - работодатель)
Франция Взнос в размере 14,75%, из которых 6,55% приходится на наемного работника и 8,2% - на работодателя
Германия Около 25% ежегодно Страховой взнос в размере 19,1%, из них 9,55% приходится на наемного работника и 9,55% - на работодателя
Великобритания Бюджетное финансирование Единый страховой взнос в размере 22,2%, из них 10% приходится на наемного работника, 12,2% - на работодателя
Италия Государственное субсидирование отдельных видов пенсий Взнос в размере 32,7%, из которых 8,89% приходится на наемного работника и 23,81% - на работодателя
Швеция Базовая пенсия
Дополнительная пенсия (накопительная часть) Частичное государственное субсидирование Твердый взнос в размере 18,5%, из которых 16% используются для финансирования базовых пенсий 2,5% от общего взноса
Государственную пенсионную систему нужно всячески защищать и укреплять, чтобы каждый, кто пользуется ею, имел достойный пенсионный доход. Помимо негативных вариантов действий (повышение размеров пенсионных взносов, снижение размеров пенсий, повышение пенсионного возраста), правительства могут предусматривать участие фондов капитала в пенсионном обеспечении, развивать частные системы капитализации (фондируемые системы), опережающе финансировать государственное пенсионирование из резервных фондов. Профессиональные пенсионные фонды следует организовывать на коллективной основе с обязательным членством и доступностью для всех работников. Для примера: 75% работников в Нидерландах, Швеции и Дании охвачены профессиональными пенсионными фондами, в Германии - примерно 65%, в Испании и Италии - менее 20%. Также требуется регулирование финансовых рынков и более жесткий контроль за инвестиционной политикой пенсионных фондов. И конечно, пенсионная система должна предусматривать гибкий, постепенный выход на пенсию [4].
Например, при выходе на пенсию по старости в Японии включается программа выходных пособий, реализуемая практически всеми компаниями с числом занятых от 30 чел. Эти пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов со стороны работников, т.е. предоставляются на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее 20 лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования работника. Так, лица с высшим образованием получают при стаже работы в 20-24 года 24,7 среднемесячной зарплаты; 25-29 лет - 30,9; 30-34 года - 41,3; более 35 лет - 48,0 среднемесячной зарплаты. Лица, окончившие средние школы второй ступени, получают при стаже в 20-24 года 20,8 среднемесячной зарплаты; 25-29 лет - 27,3; 30-34 года - 36,0; более 35 лет - 46,6 среднемесячной зарплаты. Выходные пособия, выражающиеся в десятках миллионов иен, являются не только весомым подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на покой работников, но и стимулами к открытию ими собственного дела [5].
Таким образом, современная рыночная экономика за рубежом создала адекватную систему социальной защиты населения и поддержания высокого уровня качества жизни населения, сформировав отлаженную систему пенсионного обеспечения.
Библиографический список
ILO Convention No. 102. Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952. URL : www. ilocarib.org.tt/projects/cariblex.
Системы пенсионного обеспечения в странах ЕС / [В. В. Антропов] // Труд за рубежом. 2006. № 3. С 78-79, 84-85.
www. actuaries.ru/magazine/detail.php?ID=2220.
Реформирование пенсионных систем в некоторых странах Запада и позиция профсоюзов / [А.-М. Мюро] // Труд и социальные отношения. 2010. № 8. С. 87-92.
Шмаров А. Социальная политика в странах, выходящих из кризиса. URL : www. snob.ru/selected/entry/13998?preview=print.
А. Н. Давиденко, О. А. Козлова
Институт экономики УрО РАН г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 2146