В настоящее время передовые в индустриальном отношении страны неуклонно отходят от ориентации на промышленное развитие и берут курс на создание экономики, основанной на знаниях. Это предполагает изменение характера трудовой деятельности, что выражается в смене приоритетов. Данный подход утверждает приоритетную роль знаний и обучения в структуре общества и признает знания главной ценностью человека и общества. Центральное место знаний в обществе означает переход к постиндустриальному обществу.
Мощным катализатором процессов глобализации явилось беспрецедентное распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), последствия которого явно неоднозначны. С одной стороны, эти технологии придают мощный импульс для расширения доступа к образованию и обучению и позволяют создавать новые эффективные и индивидуализированные методики обучения, а с другой - распространение информационных технологий несет в себе угрозу дегуманизации общества и замены духовных ценностей технологическими понятиями и принципами. В этой ситуации именно все секторы образования призваны сыграть ключевую роль в противодействии «виртуализации» мира [1].
Научно-техническая революция, информационная революция, интернет-технологии вносят такую нестабильность в систему знаний, что они более не могут служить неизменным багажом, эффективно обеспечивающим социальную, профессиональную и научную адаптацию в течение всей жизни.
Поэтому современному человеку для приобретения уверенности в себе и преуспевания на профессиональном поприще необходимо учиться, доучиваться и переучиваться в течение всей жизни в зависимости от новых требований и условий современного социума.
Подписание Болонской декларации Российской Федерацией в Берлине в 2003 г. на 3-й встрече европейских министров, отвечающих за высшее образование, ставит новые задачи и перед российской системой образования в целом. И это особенно актуально, если учитывать тот факт, что по данным международных статистических служб, уровень квалификации кадров в России в последние годы постоянно снижается, и сегодня по этому показателю Россия занимает приблизительно 40-е место в мире. Нельзя не отметить, что на современном этапе развития европейской цивилизации Болонский процесс становится сильнейшим инструментом глобализации в области образования. Определена главная цель Болонского процесса - создание транснациональной общеевропейской системы образования в Европе. Для достижения столь высокой цели определены задачи, решение которых будет способствовать созданию общеевропейского образовательного и исследовательского пространства (the European Higher Education Area (EHEA) and (the European Research Area (ERA). Перечислим эти задачи:
введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
переход на трехступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура - докторантура);
введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов);
использование модульной системы и дистанционного образования; отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном);
создание системы партнерства и разработка вузами-партнерами СП - совместных образовательных программ;
обеспечение необходимого качества высшего образования, (EN- QA-the European Association for Quality Assurance in Higher Education);
взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
обеспечение автономности вузов;
придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности);
повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
LLL - (LIFE LONG LEARNING) - (образование в течение всей жизни) реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования;
улучшение качества обучения за счет усиления научно-исследовательской базы вузов и инноваций [2].
Общество, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам, превращается в обучающееся общество (learning society). В таком обществе ответственность за обучение разделена между государством, работодателями, работниками и гражданами [1].
В современном мире действуют общие для всех стран закономерности, обусловленные особенностями постиндустриального развития и формированием общества, основанного на знаниях.
В этом обществе образование и профессиональные умения становятся факторами достижения экономического успеха, гражданской ответственности и социального согласия.
В этом обществе ответственность за обучение разделена между государством, работодателями, работниками и гражданами, а стратегией и форматом создания является обучение в течение всей жизни.
Обучение в течение всей жизни - это три типа образования и обучения:
формальное обучение (вузы, другие обучающие структуры, присваивающие свидетельство об образовании);
спонтанное обучение (в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанной с его работой, семьей или досугом);
неформальное обучение (вне рамок учебного заведения).
База для обучения в течение всей жизни - это эффективное начальное и среднее общее образование, которое формирует мотивацию к обучению и умение учиться, а также ответственность обучающихся за собственное обучение и поведение.
Другими важными сегментами обучения в течение всей жизни являются начальное профессиональное образование и непрерывное профессиональное образование; обучение, следующее за получением первой профессиональной квалификации и представляющее собой обучение взрослого населения.
В России, к сожалению, до сих пор словосочетание «обучение в течение всей жизни» воспринимается больше либо как лозунг, либо как синоним непрерывного профессионального образования и обучения. Попытки формирования национальной стратегии развития образования в стране остаются безуспешными, в частности потому, что не интегрированы в современные процессы общественного развития и выдержаны в риторике индустриального общества. Обучение в течение всей жизни как национальная стратегия в них не обозначено.
В стране не сформирован институт образования взрослых, важность которого обусловливается как потребностями профессионального роста взрослого населения, так и демографическими факторами. Образование взрослых в основном сводится к дополнительному профессиональному образованию.
Как известно, развитие обучения в течение всей жизни предполагает наличие высококачественных систем обучения на рабочем месте и формирование умений, необходимых для самообразования. С этим у нас тоже проблемы.
Начальное профессиональное образование гарантирует дальнейшую успешность граждан в профессиональном и личностном смысле, поскольку оно формирует компетенции, отвечающие потребностям рынка труда и требованиям современных технологий, открывает путь к приобретению в дальнейшем более высокой профессиональной квалификации. Следующие действия могут положительно изменить ситуацию: новые обязательства по инвестициям в обучение в течение всей жизни со стороны, обеспечивающие баланс участия государства, которое должно вкладывать средства в модернизацию образования на всех уровнях; частного сектора и граждан;
признание официального статуса неформального и спонтанного образования и обучения. (По логике это должно быть сделано в новом законе об образовании. Также в этом законе должна быть отражена рамка квалификаций и ее роль в модернизации профессионального образования);
государственное регулирование рынков образовательных услуг, создание условий для равного доступа к образованию и обучению, повышение качества образования и обучения за счет внятных стандартов;
финансовая ответственность государства (помимо общего образования) за начальное профессиональное образование.
Наша «лучшая в мире» система образования не выглядит таковой в международных рейтингах, которые включают в себя следующие вопросы:
обеспечение системы образования всех уровней квалифицированными преподавателями;
формирование прозрачной и взаимовыгодной модели государственного и частного инвестирования и увеличения общего объема инвестиций в образование и профессиональное обучение;
необходимость формирования эффективных сетей на основе ИКТ для поддержки традиционных методов преподавания и обучения, а также для увеличения количества и разнообразия программ обучения, например, за счет развития дистанционного и электронного обучения;
обеспечение механизмов официального признания ранее полученного и неформального обучения, а также компетенций, освоенных в процессе труда;
содействие изучению иностранных языков в целях углубления понимания различных культур и повышения уровня мобильности в глобальном мире;
необходимость развития культуры предпринимательства в системе государственного и частного образования, в том числе не в последнюю очередь в развитии самых тесных связей в области научно-исследовательских и конструкторских разработок между университетами и компаниями.
В заключение следует подчеркнуть, что важнейшей особенностью и инновационной сущностью стратегии обучения в течение всей жизни является сращивание двух логик - логики образования (развития способностей личности) и логики промышленности (оптимальное использование человеческих ресурсов). Новая логика предполагает сближение двух систем - системы общего образования и системы профессионального образования [3].
Библиографический список
Образование в течение всей жизни (LIFE LONG LEARNING, LLL) как реализация социальной роли высшего образования / [И. Н. Тупицына, Л. П. Сон].
Обучение в течение всей жизни - есть ли такая концепция в России? / О. Олейникова, Д.п.н., директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA), эксперт Европейского фонда образования (ETF, Турин).
Обучение в течение всей жизни и профессиональное образование / [О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксенова]. М., 2009.
К. Ю. Чуракова, Е. В. Давыдкин
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 9289