Категория «профессиональное образование» имеет весьма широкий смысл и используется для обозначения любой образовательной системы, ориентированной на подготовку, повышение квалификации и переподготовку рабочих и специалистов независимо от уровня и профиля получаемого образования.
Исходя из определения профессии понятно, что лица, получившие дошкольное образование, начальное общее, основное общее или среднее (полное) общее образование, не смогут обеспечить себя в течение всей жизни (исключая мытье автомашин, уборку вокруг коммерческих палаток и т.п.), не имея профессии или специальности. Однако некоторые первичные знания, умения и навыки по конкретной профессии (специальности) в период получения общего образования они могут приобрести, что поможет их социально защитить в дальнейшем.
Одной из основных задач образования сегодня является построение системы непрерывного профессионального образования. В настоящее время как таковой системы непрерывного профессионального образования не существует. Реализуются разрозненные программы на базе учебных заведений, внутри коммерческих организаций, тренинговых компаний и др. Однако очевидно, что для сохранения и развития кадрового потенциала формирование такой системы необходимо.
За счет оптимизации сети вузов и на фоне демографических процессов численность студентов сократится по ряду программ. Численность обучающихся по программам высшего профессионального образования сократится с 6,3 млн чел. в 2012 г. до 5,5 млн чел. в 2015 г., а по программам начального и среднего профессионального образования - с 2,9 млн до 2,7 млн чел.
Высвобождающиеся ресурсы при сокращении численности обучающихся предусматривается направлять на развитие системы образования, на создание системы непрерывной профессиональной подготовки, повышение качества подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования.
С 2013 г. реализуется первый этап госпрограммы РФ «Развитие образования». В соответствии с проектом общий объем финансирования из средств федерального бюджета в 2013-2020 гг. составляет 5,5 трлн р. (в среднем около 0,85% ВВП). На развитие профобразования будет направлено 85,7% средств госпрограммы, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей - 12,2%. В рамках госпрограммы предстоит развивать профессиональное, общее и дополнительное образование детей, обеспечить доступность и обновление качества образования.
Основными направлениями развития профессионального образования предусматривается: оптимизация сети учреждений профобразования; продолжение формирования центров профессиональных квалификаций на базе учреждений начального образования и части учреждений среднего профессионального образования; переход на нормативное подушевое финансирование (не менее 50% учреждений); осуществление господдержки образовательного кредитования; переход на эффективный контракт с преподавателями.
В 2013 г. будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части модернизации муниципальных систем дошкольного образования, распространения на территории России современных моделей образовательных систем. Также предусматривается господдержка талантливой молодежи (0,2 млрд р.); установление системы поощрения лучших учителей; развитие региональных систем профобразования, обучение на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ.
Система непрерывного профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Основными исходными положениями такой интегративной системы непрерывного профессионального образования могут быть следующие:
Системный подход к организации профессионального обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения, путем интеграции подсистем профессионального образования в органически целостную, оптимально действующую и динамично развивающуюся систему. Под органически целостной системой понимается организационная и упорядоченная система с развитыми внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями, новыми интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах. Под динамичным развитием такой системы понимается педагогически организованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня, когда профессиональные образовательные учреждения представляют собой последовательные, слабо связанные ступени непрерывного образования, к органически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционными взаимосвязями их главных компонентов и основных параметров образовательного процесса. Например, Московский колледж авиационного моторостроения по специальности «Авиационные двигатели», кроме подготовки техников по программе среднего профессионального образования, осуществляет подготовку старших техников по интегрированным планам с МАИ, что дает выпускникам право дальнейшего обучения со 2-го курса названного института.
Целостность профессиональной подготовки путем постоянного укрепления взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа интеграции и его взаимодействия с другими принципами обучения: политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности. Органическая целостность системы профессиональной подготовки может быть достигнута в том случае, если все ее компоненты будут ориентированы на конечную цель - повышение качества подготовки квалифицированных специалистов.
Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета.
Приоритет специальности в организации образовательных структур системы путем единой целевой направленности на конечные результаты при планировании и управлении профессиональной подготовкой. Опыт и проведенные исследования показывают, что реализация этого положения возможна лишь в том случае, если в процессе проектирования и осуществления обучения цели и задачи поэтапного усложнения теоретических и практических основ обучения будут приближены к профилю будущего специалиста и заложены в программы этапов образовательного процесса профессиональных учебных заведений.
Перестройка компонентов интегрируемых подсистем (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника.
Центральной идеей системы интеграции профессиональной подготовки обучаемых в профессиональных образовательных учреждениях является категория целостного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его профессиональной подготовки и производительности труда.
Ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования и социального действия.
Принципами построения системы непрерывного профессионального образования, которые вытекают из общих принципов государственной политики в области образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», могут быть: демократизм, гуманизм, дифференцированность, многообразие, гибкость, единство, вариативность, диверсификация и др.
Анализ подготовки к профессиональной деятельности в разных вариантах показывает, что для выполнения профессиональных функций уровень образования в ряде случаев не является обязательным, так как техники по образованию часто используются как на должностях квалифицированных рабочих, так и на должностях инженеров. Однако обучение подразумевает не только приобретение функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора, т.е. получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы знания конкретных профессиональных функций.
Совершенствование системы непрерывной подготовки кадров в современных условиях возможно путем объединения интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов образовательных учреждений и предприятий для выполнения поставленной цели совместно с региональными органами управления. Непрерывная подготовка может осуществляться на основе региональной организационно-технологической платформы по подготовке квалифицированных кадров, четко реагирующей на потребности и тенденции рынка труда, учитывающей отраслевые особенности и специфику производственных процессов.
И. К. Фуртаев, П. С. Киселева
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 2633