В современных условиях развития цивилизации проблема образования приобретает всеобщий характер. Мировые, федеральные и региональные образовательные проблемы находят отражение в содержании образования подрастающего поколения. Необходимость системы непрерывного образования диктуется глобальными изменениями, произошедшими в мире. Поэтому данная тема очень актуальна в наши дни.
Одной из основных форм создания и накопления человеческого капитала является не просто образование, а непрерывное образование.
Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [1].
Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.
Понимание непрерывного образования как образования на протяжении всей жизни предельно раздвигает границы этого понятия, поскольку к нему в такой постановке можно отнести и процесс обучения маленького ребенка родному языку (ребенок учится говорить), и различные формы обучения пенсионеров, например садоводству (курсы садоводов- любителей, кружки по обмену опытом, различные ассоциации садоводов, включающие формальный и неформальный обмен информацией, а также самообразование с помощью книг по садоводству, журналов, Интернета и т.п.) [2].
В настоящее время в отечественной литературе используется несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования. Для определения, описания и по возможности квантифицирования характеристик непрерывного образования рассмотрим три из них:
Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, далее LLL).
Непрерывное образование как образование взрослых.
Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование.
Указанные понятия, несмотря на их внешнее сходство, ставят разные задачи перед управлением как системой образования в целом, так и непрерывным образованием, а следовательно, и перед его мониторингом. В зависимости от трактовки непрерывного образования оно будет иметь свою специфику в региональном разрезе, при том, что и в рамках единого понимания необходимо будет учитывать региональные особенности его функционирования и развития [2].
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику[3]:
принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования;
принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями;
принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности.
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно предопределяться будущей необходимостью. Знания на всю жизнь необходимо теперь трактовать как знания через всю жизнь [3].
В принципе такое предельное расширение сферы образования соответствует парадигме информационного общества, когда любой активный поиск, получение, переработка и использование информации может рассматриваться как образовательный процесс, процесс самообучения. Вместе с тем и пассивное получение информации может до определенной степени включаться в процесс образования. В ситуации, когда образование становится непрерывным или рассматривается как таковое и охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, управление этим процессом в той или иной форме предполагает определенное структурирование образования и форм его протекания. В этой связи можно выделить институционализированные и неинституционализированные формы непрерывного образования, точнее процесса получения образования [4].
Существует много способов повысить свой образовательный уровень и развить интеллект. Наряду с самообучением можно заниматься на различных курсах, слушать лекции, посещать семинары, участвовать в тренингах. Можно также поступить в бизнес-школу, где сочетание различных методов обучения - от лекционно-семинарских занятий и изучения кейсов до деловых игр - обеспечивает качественную подготовку компетентных работников.
Получение качественного бизнес-образования - один из возможных путей развития карьеры. Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, так как (по опыту американских фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн дол. [5].
Профессиональное развитие, включающее в себя обучение и подготовку, также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.
Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных
учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания.
Правильное сочетание различных методов обучения в соответствии с выбранной программой обеспечивает подготовку компетентных и опытных менеджеров. Тренинги, симуляции различных ситуаций и деловые игры - очень схожие методы обучения. Смысл их заключается в практическом освоении необходимых управленцу навыков.
Смешанное обучение - это корпоративное образование, которое позволяет объединять работу с обучением. Смешанное обучение включает дистанционное образование, очные занятия и самоподготовку [6].
Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [5].
Идея непрерывного образования существенно изменяет сложившееся понимание целей и задач, стоящих перед существующей системой образования. Целью образования в первую очередь должно стать развитие способности осваивать разнообразные и все более сложные виды деятельности, что позволит без ущерба для производства и человека преобразовывать профессию и специализацию. Это означает, что образование не просто дает профессиональную подготовку, а формирует умение и способность учиться и совершенствоваться.
Таким образом, система непрерывного профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.
Библиографический список
Экономика труда : учебник / под ред. Н. А. Горелова. СПб. : Норма, 2007.
Алексеев А. В. Новая экономика - новое образование. 2009.
Мясоедова Т. Г. Управление знаниями как функция деятельности организации // Менеджмент. 2007. № 5. С. 110-117.
Олейникова О. Н., Муравьёва А. А. Обучение в течение всей жизни и профессиональное образование. 2009.
Гордеева М. Учусь как хочу // Экономика и жизнь. 2008. № 37. С. 33.
Кочергов Д. Учимся на ситуациях // Экономика и жизнь. 2007. № 38.
Т. Ю. Молокова, Е. В. Давыдкин
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 2853