СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Обучение в течение всей жизни как главный ресурс профессионального развития человека

В последнее десятилетие во всем мире получила широкое распространение идея непрерывного образования. Страны Европейского Союза обсуждают один из своих основополагающих документов - «Меморандум непрерывного образования», который должен заложить фундамент для «учения длиною в жизнь» (lifelong learning) как неотъемлемого права каждого гражданина Европы.

Почему же именно в наше время эта проблема приобрела особую актуальность?

Во-первых, это связано с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии, неудержимо навязываемые нам научно-техническим прогрессом. Если еще вчера компьютер был чем-то вроде ракеты, о которой все знали, но видели только по телевизору, то сегодня практически в каждой организации он становится столь же привычным, как и калькулятор. Вслед за ним к нам приходят электронная почта, Интернет, новые электронные программы, и если мы не будем готовы их принять и признать, то очень скоро окажемся на обочине не только профессиональной, но и общественной жизни.

Во-вторых, это усложнение социальной среды, а именно необходимость все время делать осознанный выбор. Если раньше нас не волновало, за какого кандидата голосовать, в какой банк вкладывать свои деньги и в какую школу отдать ребенка - выбора просто не было, то сейчас мы имеем многообразие предложений. И чем более информирован и образован будет человек, тем более осознанно он будет делать свой выбор, основывая его не на яркости рекламы и красивости фраз, а на собственных убеждениях и знаниях.

В-третьих, стала очевидной предпосылка необходимости постоянного образования, особенно неформального образования - это новые нравственно-этические требования, предъявляемые современным обществом. В период изменения устоявшихся нравственно-психологических норм значительно повышается роль нравственности в общественной жизни, заметно усиливается внимание общества к проблемам воспитания патриотизма, борьбы с социальными пороками, соблюдения законов, уважения прав и выполнения обязанностей граждан, укрепления семьи, развития здорового образа жизни, сохранения окружающей среды и т.п. Отсюда острая постановка проблем воспитания, гражданского образования не только подрастающих поколений, но и взрослых людей.

В этом же ряду стоит и проблема удовлетворения все возрастающих потребностей отдельного человека в развитии собственной личности, т.е. обучение взрослых в целях самосовершенствования и самореализации, иначе говоря, реализация способностей человека становиться всем, чем он захочет, достигать своих целей, проявлять свою общечеловеческую и личностную сущность.

Повышение квалификации относится к системе образования взрослых, которое изучает педагогическая наука андрогогика - теория обучения взрослых, а также психология обучения взрослых. Эта наука исходит из положений: ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся. Предполагается, что взрослый обучающийся обладает следующими психическими качествами: осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность; обладает запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником его обучения; стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных в обучении знаний, умений, навыков и качеств и др. Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, ибо образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен.

Результатами успешного процесса повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний и приемов, а также длительность использования новых знаний. Важным результатом является также более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии, рефлексия на сам процесс повышения квалификации, удовлетворенность его результатами, сохранение собственной индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Все чаще в последнее время человеку приходится сталкиваться с задачей переквалификации, связанной с ориентацией на другую профессию или на другую специальность в рамках профессии. В зарубежной литературе отмечается распространенность таких отрезков профессиональной жизни, как начало работы, окончание короткого периода занятости, затем безработица, дальнейшее профессиональное совершенствование, доучивание, изменение области специализации или смена профессии, повторное профессиональное обучение. В современных условиях каждый человек реально может столкнуться с вынужденной сменой профессии, что требует подготовленности человека к ситуациям профессиональной переориентации, к успешным действиям в условиях динамичного рынка труда.

Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых - семинар, который понимается как короткий учебный курс, посвященный какой-либо теме или проблеме. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса; участники семинарской группы всегда рождают идеи и создают нечто новое - продукт, проект, вещь. Участие в семинаре далеко не всегда означает решение проблемы, чаще всего участник получает своеобразный заряд, импульс, который помогает сориентироваться, определить приоритеты, наметить новые задачи и вместе с единомышленниками обсудить пути их решения.

Новые знания, информация, обмен опытом

Анализ текущей ситуации, выработка новых подходов к деятельности

Все этапы создания какого-либо продукта, проекта

Знакомство с каким-либо методом работы и освоение его на практике,

оценка

В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня уже существует довольно большой набор необходимых методик и приемов.

Выделяются следующие этапы проведения семинара.

Первый этап - начало работы и знакомство участников семинара. Методики, используемые на этом важном этапе работы, не только помогают создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, но и способствуют успешному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы.

Второй этап - работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы. На этом этапе в центре внимания участников - анализ изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой технологии. Для более глубокого восприятия информации используются наглядные и другие раздаточные текстовые материалы.

Третий этап - практическая работа. Знакомство участников семинара с практическими основами изучаемой темы. На этом этапе работы используются активные методы обучения, которые позволяют участникам семинара прежде всего более глубоко проникнуть в изучаемую тему.

Четвертый этап - рефлексия, осмысление приобретенного опыта. Этот этап является самым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории или чужого опыта, но и возможности его использования в собственной деятельности.

Завершающий этап - подводя итог, руководитель семинара предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления. Эти высказывания являются не только оценкой работы, но и определяют содержание и логику последующих семинаров.

Быстрое обновление содержания образования в современных условиях ставит учителя перед необходимостью включаться время от времени в профессиональные тренинги, проводимые специалистами, или в самотренинги, для того, чтобы усовершенствовать свои профессиональные качества. Профессиональный тренинг - это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. К функциям тренинга относят: преобразующую, корректирующую, профилактическую.

Профессиональный тренинг, с нашей точки зрения, может иметь разные задачи: формирование целостной личности субъекта труда с учетом новых запросов общества; формирование отдельных видов профес-

сиональной деятельности или профессионального общения; развитие мотивационной сферы профессиональной деятельности; формирование эмоциональной сферы; стимулирование умений взаимодействовать с другими людьми в ходе труда; повышение профессионального и социального статуса; усиление готовности к инновациям; стимулирование осознания профессиональных задач предстоящего возраста; усиление потребности и способности в построении позитивной «Я»-концепции самопринятия в профессии; стимулирование потребности и способности индивидуального самовыражения в труде; побуждение к процессу постоянного профессионального самосовершенствования, апробации разных стратегий профессионального роста и т.д.

Было установлено, что наиболее эффективной формой тренинга являются активные формы группового обучения. В литературе описаны их разновидности. Так, анализ практических профессиональных ситуаций предполагает вначале отбор (из жизни, из литературы) «сырых ситуаций», затем их психологизацию на предмет выявления профессиональных качеств. Анализ ситуаций побуждает участников сделать определенный выбор, включиться в профессиональный консилиум при сопоставлении других точек зрения.

Результатами профессионального тренинга и критериями его эффективности являются возрастание профессионализма, переход специалиста на новый уровень, повышение эффективности профессиональной деятельности и перенос знаний и умений, полученных в тренинге, в реальную профессиональную деятельность, а также возрастание уровня притязаний, удовлетворенности человека.




В. В. Максименко ГБОУ СОШ№ 3 г. Москва


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601