СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновационный потенциал системы непрерывного образования в РФ

Непрерывность образования является на современном этапе развития экономики и общества серьезной проблемой. Поиск ее решения объективно необходим, так как наблюдается прогрессивный рост социально - экономического развития, и это оказывает влияние как на государство, так и на личность в целом. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.

В законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» сказано, что непрерывное образование - это процесс реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ [1].

Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

Целью непрерывного образования является личностное развитие человека в течение всей жизни, увеличение возможности его адаптации, как в обществе, так и в трудовой деятельности. Непрерывное образование помогает развить способности и возможности человека.

По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четыре пятых работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. Поэтому требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [2].

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться. А это значит искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Способность к постоянному обучению становится важнейшим достоинством, которое определяет конкурентоспособность человека на рынке труда. Сейчас наша экономика испытывает потребность в квалифицированных кадрах. Если эта потребность не будет удовлетворяться, то в скором времени нехватка квалифицированных сотрудников отразится на экономическом росте России. Масштабный рост и введение многоуровневой системы высшего профессионального образования ставит как первоначальную задачу развитие системы непрерывного образования, поскольку требуются «доведение» подготовленных специалистов до уровня профессиональной квалификации, необходимого работодателям.

Можно сказать, что у современного российского образования две крайности - установка на академичность и на развитие компетентностей. Необходимо достижение компромисса между ними с нахождением баланса этих подходов в реальной практике непрерывного образования. В России не создана целостная и гибкая система непрерывного профессионального образования, которая бы быстро реагировала на изменение потребностей населения в образовании, в результате чего эффективно решала бы задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества.

Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики. Необходимо модернизировать и формировать новые экономические механизмы на всех уровнях системы непрерывного образования. В результате, это обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию и инвестиционную привлекательность.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации [3].

Непрерывное образование России должно быть ориентировано на видение будущего страны как инновационного общества, поощрение создания в образовании большого числа полезных нововведений (инноваций).

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и пр. Итак, рассмотрим систему непрерывного образования в России. На рис. 1 представлена существующая система непрерывного образования в России.

Рис. 1. Система непрерывного образования в России

На рис. 1 представлена существующая система непрерывного образования в России.

В 2009/10 учебном году в Российской Федерации функционировало 56 679 учреждений дошкольного образовании (рис. 2).

В указанных учреждениях получали дошкольное образование 5,3 млн детей, из них около 1 млн чел. - это дети в возрасте от 1 года до 3 лет, 2,12 млн чел. - дети в возрасте от 3 до 5 лет и 2,18 млн чел. - дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) [4].

43 288

9 895

1684

Рис. 2. Дошкольное образование [4]

В 2009/10 учебном году в России функционировало 50 799 общеобразовательных учреждений (из них начальных общеобразовательных школ - 5 252; основных общеобразовательных школ - 9 541; средних общеобразовательных школ - 33 987), в которых обучалось 13 233 682 обучающихся (рис. 3) [4].

33 987

9541

5252

1 1

40000

35000

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

зк

I н

бе

редобре

б

щ

б

Рис. 3. Общеобразовательные учреждения [4]

За 2005-2010 гг. в Российской Федерации произошло уменьшение численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации почти на 1,9 млн чел. Количество общеобразовательных учреждений сократилось на 9 759 ед.

Если говорить о дополнительном образовании детей, то по состоянию на начало 2009 г., представляет собой 8 857 учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ.

Потребность современного общества в развитии системы непрерывного профессионального образования определяется требованиями к трудовым ресурсам и населению в целом в конкурентноспособной экономике. По состоянию на 1 января 2010 г. в целом по России:

система начального профессионального образования насчитывает 2 658 образовательных учреждений начального профессионального образования с контингентом обучающихся 1,035 млн чел.;

система среднего профессионального образования составляет

866 учреждений с общим контингентом студентов 2,142 млн чел.

На 1 января 2010 г. в целом по Российской Федерации реализуют программы высшего профессионального образования 1 114 образовательных учреждений с контингентом 7,418 млн чел., программами послевузовского профессионального образования охвачено 154 470 чел. в 1 547 организациях, имеющих аспирантуру.

Дополнительное профессиональное образование. В 2008/09 учебном году данные программы реализовывались 1 500 образовательными учреждениями профессионального образования по различным направлениям подготовки и специальностям.

Основная доля обучающихся приходится на курсы повышения квалификации - 5,4%, на единовременные лекции - 3,2%, семинары, на программы профессиональной переподготовки - 3,5%.

В 2002-2009 гг. доля населения в возрасте 18-60 лет, охваченного дополнительным профессиональным образованием, варьировалась в пределах 5-6%. Одной из причин снижения количества обучавшихся в 2009 г. стал экономический кризис [4].

Можно сказать, что если государство обеспечит доступность качественных услуг образования, будет доступно непрерывное индивидуальное образование, то это поможет создать инновационную социально-ориентированную экономику.

С помощью инновационного подхода можно определить главные направления образовательной деятельности.

Самым главным, по мнению авторов, является повышение качества образования и содержания образования, затем создание и применение новых наукоемких технологий в образовании. Сюда входят такие технологии, которые помогают обеспечивать быстрое распространение знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Граждане могут получать образование на месте своего проживания или работы.

Должны быть созданы новые технологии в образовании: дистанционное обучение, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения и др., которые повысят эффективность образования. Необходимо интегрировать образовательные учреждения различного уровня.

На сегодняшний день должна быть создана возможность для устойчивых связей между производителями и потребителями образовательных услуг.

Наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан, бизнес-образование, обучение безработных граждан) должны получить развитие прикладные магистерские программы, а также обучение инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы.

Должны разрабатываться законы, нормативные акты в сфере образования, где будет определяться государственная политика, стратегия в области образования.

В совокупности вся вышеперечисленная деятельность в сфере непрерывного образования является воплощением в жизнь инновационного подхода к решению проблем реформирования образования.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: основная задача непрерывного образования - это развитие инновационного мышления. Нужно научиться решать существующие проблемы общества, человека, экономики. Новое возникающее непрерывное образование должно дать возможность человеку нового времени усилить свой ресурс саморазвития в любом возрасте.

Библиографический список

Об образовании : закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1. URL : http:// www. consultant.ru.

Российская газета. URL : http:// www. rg.ru.

О проекте концепции непрерывного образования : справка Минобрнауки России от 22 февраля 2011 г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. в РФ. URL : http:// www. consultant.ru.




Е. Ф. Маджар, Е. В. Свиридова, Т. И. Макова Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601