В конце ХХ века образование все чаще рассматривается как фактор, способствующий социальному и экономическому прогрессу. Во многом под влиянием авторов теории человеческого капитала инвестиции в образование стали пониматься как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. В условиях перехода к экономике знаний не максимизация доходов, не инвестиции в капитал, а инвестиции в образование должны стать главной целью общества.
По мнению Г. Беккера, автора книги «Человеческий капитал», затраты на образование представляют собой вид инвестиций в человеческий капитал, дающий непосредственный экономический эффект. Инвестиции в образование требуют затрат значительных средств, но они дают длительный по своему характеру производительный эффект. По мнению американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта, любые необходимые инвестиции в образование могут быть сделаны за счет косвенного налогообложения товаров, производимых крупнейшими корпорациями.
Однако не все разделяют подобную точку зрения. Сторонники теории фильтра считают, что образование представляет собой механизм, выявляющий личные способности индивида. Образование лишь удостоверяет наличие у человека способностей, но ничего не добавляет к его производительности. По мнению сторонников этой теории, образование - слишком дорогостоящий способ проверки способностей. Существуют более дешевые способы проверки личных способностей работника. На основании этого авторы теории фильтра делают вывод об экономической неэффективности образования, об его убыточности с точки зрения национальной экономики.
Американский бизнесмен Р. Кийосаки, являющийся сторонником расширения образовательных инвестиций, посоветовал тем, кто считает, что обучение стоит дорого, попробовать узнать, сколько стоит невежество. А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» отмечал, что приобретение рабочим в процессе обучения знаний, которые сокращают или облегчают труд, требует известных расходов, но возмещает эти расходы с прибылью.
Особенность образовательных инвестиций заключается в том, что результаты этих инвестиций в отличие от инвестиций в капитал не столь очевидны. А эффективность инвестиций в образование не поддается прямой оценке. Большинство исследователей проблемы образовательных инвестиций отмечают, что при подготовке квалифицированной рабочей силы инвестиционный период образования (период обучения) может достигать 12-20 лет, и для инвестиций в образование характерна большая степень риска и неопределенности, чем для обычных инвестиций.
Для оценки экономической эффективности образовательных инвестиций сторонники теории человеческого капитала используют метод «издержки-выгоды». Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность инвестиций в человеческий капитал. Согласно расчетам Г. Беккера в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%, превышающем показатели прибыльности фирм.
Суть метода заключается в том, что сравнивается стоимость инвестиций в образование с доходами, которые они приносят. Прежде всего образование влияет на денежный доход работника. Образование повышает производительность труда работника, а следовательно, и его доход.
Показателем эффективности инвестиций в образование считают внутреннюю норму отдачи. По мнению авторов методики ее определения, это такая норма процента, при которой приведенная стоимость будущих выгод от образования равна приведенной стоимости издержек образования.
Издержки образования - это сумма прямых расходов на обучение и «потерянных заработков», т.е. заработков, которые мог бы получить работник, если бы вместо продолжения образования решил зарабатывать. «Потерянные заработки» составляют, по оценкам экспертов, 60% суммарной стоимости обучения.
Выгоду от высшего образования (доход от образования) Г.Беккер рассматривает как разность в пожизненных заработках двух человек, получивших неодинаковое образование (одного - закончившего колледж, другого - только среднюю школу). Для инвестора в образование работника отдача от инвестиций в образование представляет собой увеличение заработной платы вследствие повышения его профессиональной и общеобразовательной подготовки.
От величины нормы отдачи зависит распределение инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования и экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недостатке инвестиций, а низкие - об избыточных инвестициях. Согласно оценкам Г. Беккера норма отдачи полного среднего образования в США составляет примерно 30%, а высшего образования - 15%.
Вкладывая свои средства в профессиональную подготовку, в образование человек сопоставляет выгоды и издержки. При этом он руководствуется тем же рыночным принципом, что и обычные предприниматели. Он сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от инвестиций в образование с доходностью других видов инвестиций (процент по банковским вкладам и т.д.). На основании этого сравнения принимается решение либо о продолжении учебы, либо об ее прекращении.
Американские исследователи Р. Кэмпбелл и В. Сигал отметили, что человек будет стремиться приобрести образование, если ожидаемая норма отдачи превосходит норму процента. Но образование не будет приобретено, если норма процента превысит норму отдачи.
Авторы теории человеческого капитала дают оценку эффективности образовательных инвестиций с точки зрения обучаемого. Следует согласиться с теми, кто считает данный подход к определению эффективности образования односторонним. Важно знать и то, насколько оправданы и эффективны затраты на образование с точки зрения тех, кто использует обученную рабочую силу. Необходима комплексная оценка экономической эффективности инвестиций в образование, т.е. того, насколько оправданы и прибыльны затраты на образование как с точки зрения самого работника, так и предпринимателей.
Работник стремится к образованию не потому, что рассматривает его как выгодное помещение средств, а потому что обучение является важным условием его будущей занятости. Для работника обучение (образование) - это экономическая необходимость. Если работник не имеет определенного уровня подготовки, то он может остаться без работы. Проблема заключается в том, что импульс к росту образования исходит не от работника, который фактически является инвестором в человеческий капитал, а от тех, кто нуждается в квалифицированной рабочей силе, т. е. от предпринимателей. Образовательные инвестиции зависят от потребностей бизнеса, общества в образованных работниках.
При оценке эффективности инвестиций в образование необходимо учитывать и характер самих инвестиций. Автор книги «Человеческий капитал» Г. Беккер различает общие инвестиции (общая подготовка) и специальные инвестиции (специальная подготовка) в человеческий капитал. Общая подготовка дает работнику знания и навыки, которые он может применить и в других фирмах. А в процессе специальной подготовки работник приобретает знания и навыки, которые представляют интерес для той фирмы, где они были получены.
Специальная и общая подготовка имеют разные источники финансирования. Общую подготовку оплачивает работник, и он же получает от нее доход. Специальная подготовка оплачивается фирмами и им же достается доход от нее. «Общий человеческий капитал» производят особые «фирмы» (школы, колледжи). «Специальный человеческий капитал» создается непосредственно на рабочих местах. Расходы на образование работника выступают как инвестиции, дающие прибыль. Мотивом для затрат бизнеса в обучение рабочей силы, инвестиций в образование является рост прибыли. Отвлечение средств на обучение, временное сокращение прибыли в будущем окупится, так как более образованный работник способен производить качественный инновационный продукт.
Е. А. Корсакова, Н. П. Пермякова
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 3693