На современном этапе развития постиндустриального общества важным экономическим ресурсом по-прежнему остается труд (рабочая сила). Поэтому одной из важнейших задач экономической науки является исследование процессов формирования рабочей силы.
От качества труда (рабочей силы) зависят характер и темпы экономического роста. Качество труда (рабочей силы) определяется уровнем образования, объемом накопленного производственного опыта. Именно от формирования качественно новой рабочей силы зависит уровень развития экономики в будущем.
Проблема формирования рабочей силы - это проблема создания качественно новой рабочей силы в процессе обучения. Преобразования в современной экономике привели к повышению требований, предъявляемых к уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки работника.
Образование (обучение) как важный элемент процесса формирования рабочей силы должно иметь конкретный результат. Это образованный человек, благодаря знаниям и навыкам, приобретенным в процессе обучения, способный к сложному и высокопроизводительному труду.
Формирование рабочей силы - это прежде всего приобретение человеком в процессе обучения необходимых профессиональных знаний и навыков. Они способствуют росту производительной силы работника. Знания и навыки, приобретенные человеком в процессе обучения, А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» выделял как важный элемент основного капитала. По мнению А. Смита, большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд.
Развитие человеческих способностей, по мнению К. Маркса, можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек. К. Маркс обратил внимание на то, что человеческий капитал, т. е. знания, навыки и способности работника, могут реализовываться только в труде обладателя этого капитала.
Известный американский экономист, один из основоположников теории человеческого капитала Т. Шульц в 70-х гг. ХХ века отмечал, что рабочие стали капиталистами в том смысле, что они приобрели знания и навыки, которые имеют экономическую ценность. По мнению Т. Шульца, знания, навыки и способности человека - это форма капитала, потому что является источником будущих заработков, будущего удовлетворения потребностей. Поскольку этот капитал является составной частью самого человека, то это человеческий капитал.
Г. Беккер, являющийся автором книги «Человеческий капитал», рассматривает человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний и навыков, а процесс обучения как процесс приобретения человеком некой совокупности знаний.
Обучение является важным условием формирования человеческого капитала и выступает как одна из важнейших форм инвестиций в человеческий капитал. По мнению авторов теории человеческого капитала, в ХХ веке происходил ускоренный рост человеческого капитала по сравнению с ростом вещественного капитала. По расчетам Т. Шульца, в ХХ веке в США среднегодовые темпы прироста невещественного богатства («образовательного фонда») в 2 раза превысили среднегодовые темпы прироста вещественного богатства.
Поскольку обучение способствует формированию знаний и навыков, то оно увеличивает человеческий капитал. Таким образом, формирование рабочей силы означает формирование человеческого капитала. В результате обучения человек получает некую совокупность знаний, т.е. становится обладателем человеческого капитала.
По мнению авторов доклада «Пределы обучения», подготовленного для Римского клуба, обучение - это приобретение и применение новых методологических приемов и навыков, установок и ценностей, необходимых для того, чтобы жить в быстроменяющемся мире. Обучение есть подготовительный процесс к тому, чтобы справляться с новыми ситуациями.
Качественные изменения в труде (рабочей силе) играют огромную роль в переходе к экономике знаний, инновационному типу экономического роста. Инновационный тип экономического роста и переход к нему требуют нового качества рабочей силы.
Процесс формирования рабочей силы, т.е. процесс обучения должен соответствовать требованиям, которые предъявляет к ее качеству инновационный тип экономического роста. Т. Шульц рассматривает образование как обособленный источник роста. Он попытался определить вклад образования в экономический рост. Согласно оценке Т. Шульца на долю образования приходится 20-30% прироста национального дохода США в ХХ веке. К этому близка и оценка Э. Денисона (24%).
В результате технологического переворота в материальном производстве в конце ХХ века возникла принципиально новая экономика. Автор известных книг, посвященных проблемам менеджмента, П. Друкер определил новую экономику как экономику знаний. В ней на смену господству капитала приходит господство знаний.
В новой экономике главным экономическим ресурсом становится знание. По мнению П.Друкера, в экономике знаний рост производительности обеспечивается новыми знаниями, а не прежними факторами производства (включая менеджмент). Знания коренным образом преобразуют экономику и общество, воздействуют на накопление человеческого капитала. П. Друкер назвал нового работника «разработчиком знаний». Гарантией занятости для работника в современных условиях является умение быстро переучиваться. В конце ХХ века на профессии с преобладанием интеллектуального труда в США, ФРГ, Великобритании и Японии приходился основной приток занятости.
Происходит непрерывное развитие знаний. Поэтому необходимо непрерывное обучение. Автор известных книг о бизнесе Б. Трейси неоднократно подчеркивал, что непрерывное обучение - ключ к успеху в XXI столетии. По его мнению, пожизненная учеба - это минимальное требование для успеха в любой сфере деятельности.
В современных условиях непрерывное обучение работника - это экономическая необходимость. Экономика знаний испытывает потребность в обученной рабочей силе. Переход к инновационному типу экономического роста требует формирования качественно новой рабочей силы, способной производить инновационный продукт. В результате непрерывного обучения должна формироваться качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к более сложному и производительному труду.
Авторы доклада «Пределы обучения» считают, что на смену «поддерживающему обучению» должно прийти «инновационное обучение». Современная система обучения представляет собой «поддерживающее обучение», которое включает в себя фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными повторяющимися ситуациями. «Инновационное обучение» вместо простого приспособления должно ориентировать человека на сознательный выбор альтернатив. Авторы доклада считают, что обучение должно быть направлено на познание того, что «должно быть» и что «необходимо».
«Инновационное обучение» предполагает участие работника в процессе принятия решений на всех уровнях. Цель «инновационного обучения» состоит в формировании нового типа работника. Новый тип работника - инициативный человек творческого труда, знания которого дают ему власть принимать решения. Это так называемые «золотые воротнички», т.е. работники, постоянно овладевающие знаниями и непрерывно проходящие переподготовку.
Высокие темпы технических преобразований и связанные с ними изменения в экономике потребовали в конце ХХ века соответствующего уровня образования рабочей силы. По мнению Римского клуба, образование рабочей силы может создать ограничения для дальнейших преобразований в экономике, для перехода к современному типу экономического роста. Чтобы преодолеть эти ограничения, необходимо всеобщее неограниченное образование. Стабильная эффективность экономической системы невозможна без соответствующего уровня образования населения.
Под влиянием потребностей экономического роста и выводов представителей теории человеческого капитала в США с 60-х гг. ХХ века наблюдается расширение системы общего и профессионального образования. Инвестиции в систему образования, так называемые образовательные инвестиции стали рассматриваться как важный источник экономического роста.
Кризис системы образования, ее хроническое недофинансирование, снижение качества образования, неэффективное регулирование процессов формирования рабочей силы неизбежно приводят к деградации человеческого капитала, а это подрывает дальнейшее экономическое развитие. В современной России сфера подготовки квалифицированных кадров оказалась в кризисном состоянии, государственное регулирование процессов формирования рабочей силы является недостаточно эффективным.
Перед Россией сегодня стоит задача создания эффективного механизма управления процессами формирования рабочей силы (человеческого капитала). Необходимо увеличить объем финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, осуществить контроль за целевым и эффективным их использованием, усилить вмешательство государства во все процессы формирования рабочей силы. Следует всесторонне изучить опыт стран с высоким уровнем образования и уровнем жизни. В России необходимо расширение социальных государственных программ развития системы образования и переподготовки по примеру других стран, в конце ХХ века увеличивших субсидирование университетов, школ, системы подготовки и переподготовки кадров и т. д. По мнению ряда экспертов, реализация подобных программ привела к особенно позитивным результатам в Швеции, которая в этот период времени стала лидером НТР в Европе, обеспечив высокий уровень образования и жизни.
Е. А. Корсакова
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 1971