Как показывает опыт, закон Парето неумолим: 20% сотрудников выполняют 80% объема работ. Цифры могут меняться в некоторых пределах, но суть от этого не меняется. В любой фирме всегда можно выделить группу сотрудников, производительность труда которых в 2-3, а иногда и в несколько раз меньше, чем у лидеров.
Это приводит к ряду факторов, существенно осложняющих положение фирмы. К ним следует прежде всего отнести [1. С. 11]:
снижение конкурентоспособности компании;
снижение прибыли организации;
снижение групповой нормы продаж (производства);
слабую мотивацию сотрудников;
текучесть кадров.
В условиях стабилизации рынка единственным преимуществом и главным инструментом в борьбе с конкурентами становится высокий профессионализм всего коллектива работников.
Для упрочения положения и стабильного развития фирмы необходимо проведение работ по повышению квалификации рабочей силы. Повышение мастерства сотрудников - мощный резерв любой компании, который позволяет значительно увеличить объемы продаж без существенных дополнительных затрат. Как следует из западных исследований, каждый доллар, вложенный компанией в обучение, приносит 30 дол. дохода [2. С. 22].
Несомненно, эффективность деятельности любой организации определяется навыками, умениями, знаниями всего персонала в целом. Важной ступенькой в развитии компании после рекрутинга в соответствии со стандартами организации о наборе персонала является процесс обучения принятых на работу людей.
Постоянное, непрерывное обучение персонала - неотъемлемая часть эффективного развития компании. Кроме того, в современном мире в условиях конкуренции и научно-технического прогресса совершенствование обучения персонала - это залог лидерства организации. К примеру, раньше считалось, что человек с высшим образованием получает достаточно навыков и знаний для работы на высокооплачиваемой должности. Прошло несколько десятков лет, и люди, имея два высших образования, не могут найти себе хоть какую-нибудь работу. В настоящее время работодатели нуждаются в высоком качестве образования рабочей силы совместно с хорошо развитыми творческими способностями, знанием нескольких дисциплин, умением работать в команде и стремлением к постоянному саморазвитию работников. Лишь в этом случае у компании есть шансы быть сильной, стабильной и процветающей организацией. Важнейшее значение приобретает качество образования совместно с непрерывным образовательным процессом.
Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей после заработной платы статьей расходов многих компаний. Такие организации, как «Ай-Би-Эм», «Моторола», «Дженерал Моторс», ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты. Профессиональное обучение, постоянное и непрерывное, не менее важно и для предприятий малого бизнеса - их успех сегодня также зависит от способности их сотрудников усваивать и использовать на рабочем месте новые навыки и знания [3. С. 159].
Для эффективного развития компании каждый работник должен выкладываться на все 100. Средние результаты деятельности отдельно взятого сотрудника снижают конкурентоспособность организации и групповую норму. Для повышения конкурентоспособности необходимо повышать профессиональный уровень каждого работника, а для этого стоит дать им дополнительный профессиональный ресурс. Это возможно только в процессе обучения.
В соответствии с быстроразвивающимися потребностями покупателей, развитием научно-технического прогресса перед компанией ставятся новые задачи, барьеры, которые сотрудники должны преодолевать. Соответственно, профессиональное развитие персонала представляет собой комплексный подход, включающий в себя разнообразные методы обучения и мероприятия. В качестве таковых могут выступать тренинги, бизнес-курсы, семинары.
Не стоит забывать, что профессиональное развитие крайне положительно влияет и на самих сотрудников: они становятся более конкурентоспособными. С повышением квалификации у них появляется больше шансов получить возможности для профессионального роста как в своей компании, так и вне ее. Также профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию, расширяет кругозор.
Любое профессиональное обучение должно быть подкреплено желанием сотрудника измениться. Как правило, работники скептически подходят к любому обучению. Часто говорят: «Я практик. Мне теория не нужна. Мы все знаем - ну что еще вы можете нам предложить? Зачем терять время?». Есть замечательный принцип: «Научить кого-либо можно, только если он захочет научиться». Это абсолютно верно.
Насколько важным и экономически обоснованным является обучение, отлично понимают руководители выдающихся западных фирм. Так, фирма IBM проводит обучение (тренинги) в течение 18 месяцев, и только потом работникам позволяют провести первую встречу с клиентом. По мнению Брайана Трейси, одного из известнейших специалистов по развитию персонала, в IBM создана лучшая в мире сеть торговых агентов. А в некоторых фирмах не обучают и 18 часов, не говоря уже о более длительном обучении. Опыт показывает, что постоянное обучение позволяет существенно повысить объемы продаж. По свидетельству того же Брайана Трейси, постоянное обучение позволило лучшим фирмам одерживать победу над конкурентами и даже в трудных условиях добиваться 200-400% роста оборота компании.
Вряд ли кто-то будет оспаривать, что обучение позволяет: повысить конкурентоспособность фирмы; повысить доход компании; снизить текучесть кадров;
увеличить стоимость бизнеса за счет создания слаженной, высокопрофессиональной группы сотрудников [1. С. 13].
Действительно, мало кто из руководителей не согласится с приведенными выше доводами в пользу корпоративного обучения. Несомненно, во многих успешных компаниях активно проводится обучение персонала, но при этом еще достаточно и таких, которые считают обучение нецелесообразной тратой средств и времени.
Хотите стать лучшей компанией? Обучайте своих сотрудников! У лучших фирм - лучшие сотрудники. Те, кто понял это, получили бесспорное преимущество перед остальными фирмами, вырвались вперед и удерживают первенство. В обострившейся конкурентной среде многие известные фирмы активно и постоянно проводят обучение своих работников.
Библиографический список
Карякин А. М. Управление персоналом : электрон. учеб. пособие. 3-е изд. Иваново : Иван. гос. энерг. ун-т, 2005.
Рыбкин И. В. Продаем по «системе»: системный подход к технике продаж физическим лицам. М. : Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2004.
Саркисян Б. С. Эффективный тренинг продаж. СПб. : Питер, 2007.
Е. А. Дрючкова, Т. И. Макова
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 1822