В современных условиях возрастающей конкуренции между фирмами повышается роль качества человеческого капитала компании. В свою очередь, оно во многом зависит от эффективности процесса внутрифирменного обучения сотрудников. Вместе с тем внутрифирменное обучение работников является не только залогом успешной деятельности компании, но и важнейшим фактором роста их конкурентоспособности на внутрифирменном рынке. Совершенно очевидно, что сегодня вложение средств в развитие работников играет большую роль, чем вложение средств в развитие и улучшение производственных мощностей. В условиях быстрых и непрерывных изменений в технологии, бизнес-процессах, организации труда требуется непрерывное обучение персонала. Работник, прошедший профессиональное обучение или дополнительное профессиональное обучение, имеет высокую конкурентоспособность на внутрифирменном рынке труда.
Под конкурентоспособностью работников мы понимаем совокупность личных и профессиональных свойств персонала, которые дают возможность быстро воспринимать и анализировать ситуацию, принимать оптимальные решения и эффективно исполнять функциональные обязанности, а также эффективно реализовываться на внутрифирменном рынке труда. Внутрифирменный рынок труда - система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяются административными правилами и процедурами [1]. Именно на данном уровне обеспечивается тесная взаимосвязь между конкурентоспособностью работников и эффективностью работы всей организации, предприятия. Поэтому вопросы формирования и роста конкурентоспособности работников на внутрифирменном рынке труда приобретают особое значение.
Дополнительное профессиональное обучение направлено на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Данное обучение развивает деловые и творческие способности людей, такие как: умение выполнять определенную трудовую работу с учетом имеющихся у работника профессионально-квалификационных качеств; постановка и решение новых задач; создание чего-то нового, отличающегося уникальностью и неповторимостью; создание условий на предприятии для проявления этих способностей и т.д.
В современных условиях дополнительное образование становится необходимым для роста конкурентоспособности работников практически во всех сферах. Перспективным специалистам предлагаются наиболее выгодные условия на внутреннем рынке труда, в том числе и высокая заработная плата. Вместе с тем перед компаниями стоит задача удерживать специалистов, обладающих высокой конкурентоспособностью. Например, японская промышленная компания «Mitsubishi Shipbuilding» организовала школу дополнительного обучения персонала необходимой квалификации. Компания оплачивала все расходы по обучению. Но из-за дефицита квалифицированных кадров многие рабочие, получив дополнительное образование, хотели перейти в другие компании, где заработная плата была выше. Для того чтобы удержать квалифицированных рабочих, обученных компанией, были приняты система пожизненного найма и система оплаты в соответствии со стажем работы. Переход в другую компанию означал потерю будущих преимуществ [2].
Рассмотрим дополнительное обучение работников (см. таблицу).
Дополнительное профессиональное обучение работников по категориям персонала в 2010 г. [3]
Показатель Работники, чел.
Всего обучено работников В том числе: 4 996 835
получили дополнительное профессиональное образование из них по программам: профессиональной подготовки повышения квалификации стажировки 2 155 373 176 294 1 941 090 50 942
прошли профессиональную подготовку или дополнительную профессиональную подготовку из них непосредственно в организации в том числе по форме наставничества 1 228 639 757 237 222 665
обучены на курсах целевого назначения 1 787 339
Численность работников, получивших дополнительное профессиональное образование за рубежом 9 876
Анализ таблицы показывает, что в 2010 г. количество работников, обучавшихся по программам дополнительного обучения, в России составляет 4 996 835 чел. Наибольшим спросом пользуется такой вид дополнительного профессионального обучения, как повышение квалификации (1 941 090 чел.). Преимуществ у данного вида обучения с точки зрения роста конкурентоспособности сотрудников достаточно много. Во-первых, работники, владеющие многочисленными навыками, больше востребованы, так как могут приспособиться к различным видам работы. Такие навыки сразу повышают ценность работника. Во-вторых, такой сотрудник может брать на себя дополнительные обязанности, что создает возможность для продвижения по службе. В-третьих, подготовленный работник соответствует рабочим требованиям и повышает способность найти выход в сложных ситуациях. В-четвертых, повышая свою квалификацию, сотрудники ощущают заботу руководства, что влияет на повышение мотивации.
Как видно из таблицы, дополнительное профессиональное образование в основном получают на курсах целевого назначения (1 787 339 чел.). Данное обучение предусматривает освоение рабочими и специалистами новых технологий, оборудования, программно-аппаратных средств. В современной России курсы целевого назначения более актуальны, так как мир стремительно меняется, с каждым днем появляются новые технологии, поэтому рабочие (специалисты) должны уметь быстро адаптироваться и получать новые знания.
Наиболее эффективным и престижным считается образование, полученное за рубежом. В мире существует практика создания профессиональных курсов там, где является популярной и востребованной та или иная сфера деятельности. Из таблицы видно, что в России только начинают оценивать данный вид обучения (9 876 чел.). Особенно актуальна научная деятельность в зарубежных вузах, где научным сотрудникам предоставляют все условия для работы и развития собственных идей. Теперь обратимся к анализу распределения работников, получивших дополнительное образование, по видам деятельности (рис. 1).
Рис. 1 показывает, что конкурентоспособный персонал, прошедший дополнительное обучение, требуется в такой сфере деятельности, как обрабатывающие производства. В данный вид деятельности входят: текстильное и швейное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования и пр. Доля обрабатывающих производств во всем промышленном производстве составляет в 2010 г. около 70%. Современное производство требует обучения работников в течение всей жизни. Чтобы оставаться востребованными и конкурентоспособными, специалисты повышают свой уровень образования. На втором месте в распределении находится сфере образования, где большое значение также имеет постоянное повышение квалификации работников в соответствии с современными требованиями образовательных систем.
Дополнительное профессиональное образование ориентировано в основном на работников, уже имеющих стаж работы и желающих повысить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке или сменить сферу деятельности (рис. 2). Но в последние годы оно становится востребованным и среди студентов, которые недавно закончили высшие учебные заведения. Это во многом связано с тем, что абитуриенты выбирают не ту специальность и направление обучения, которые востребованы, а те, что доступны и модны. В итоге к пятому курсу только двое или трое хотят работать по специальности. Единственный выход в данной ситуации - получить дополнительное профессиональное образование, позволяющее повысить конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках труда.
2 500 000
общий уровень своего развития. Работник, прошедший обучение, повышает свою стоимость и становится более конкурентоспособным на внутрифирменном рынке труда.
Библиографический список
Есинова Н. И. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Киев : Кондор, 2003.
Сайт on-line библиотеки. URL : www. xserver.ru.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : www. gks.ru.
Н. В. Горнастаева, Л. В. Санкова
Саратовский государственный технический университет г. Саратов
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 3205