СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Регулирование занятости в системе социально-трудовых отношений в Саратовской области

На современном этапе социально-экономического развития, этапе перехода к инновационному типу роста и экспансии постиндустриального способа производства, субъектами социально-трудовых отношений помимо традиционных - работника и работодателя - становятся отдельные носители трудового потенциала, трудовые ресурсы региона в целом. Развитие системы социально-трудовых отношений связано не только с расширением состава субъектов, но и с изменением предметно-объектной области.

На производстве индустриального типа основной проблемой взаимоотношений его участников было достижение баланса противоположных интересов работника и работодателя. Объекты трудовых отношений сосредотачивались в области непосредственного трудового процесса (условия труда и найма; безопасность, дисциплина, трудовые функции, мера ответственности сторон; режим работы, вознаграждение за труд и т.д.). Предметом трудовых отношений при этом являлось соглашение между участниками по данным вопросам.

В постиндустриальном обществе система социально-трудовых отношений выходит за рамки трудового процесса и той предметно-объектной области, которая касается непосредственно пунктов трудового договора работника и работодателя. Во-первых, человек как носитель трудового потенциала оказывается включенным в систему социально-трудовых отношений во всех фазах своего жизненного цикла, т. е. не только в трудовой, но и в дотрудовой (при профориентации, в процессе поиска работы на рынке труда, получая пособие по безработице) и послетрудо- вой (по поводу пенсионного обеспечения). Во-вторых, широкое распространение получают неформальные, не оформленные договором, однако реально осуществляемые трудовые отношения, в том числе в системе дистанционной занятости, «надомной» работы. В-третьих, сами взаимодействия все больше приобретают партнерский, а не антагонистический характер: «размываются» отношения найма; флексибилизируются режимы работы; уходит в прошлое жесткий диктат-подчинение; расширяются возможности для оказания услуг и выполнения работы «под заказ».

Регулирование занятости в системе социально-трудовых отношений связано не только с решением традиционных для индустриального общества вопросов: снижения уровня безработицы, напряженности на рынке труда, помощи в трудоустройстве незанятых граждан, но и с активизацией деятельности по профессиональной ориентации, организации переобучения. В контексте тенденций интеллектуализации, роста уровня образованности и культуры граждан необходима смена акцентов в системе регулирования: с мер пассивного воздействия - на активные, с трудоустройства - на переобучение в соответствии с параметрами спроса на труд. В предстоящий период общая стратегия регулирования, направленная на сглаживание циклических колебаний (последствий кризиса), должна постепенно замещаться стратегией общего управления развитием трудовых ресурсов.

Динамика населения в трудоспособном возрасте в Саратовской области неоднозначна (тыс. чел./удельный вес в общей численности, %): 2000 г. - 1 590,3/58,7; 2006 г. - 1 626/62,3; 2008 г. - 1 613,3/62,5; 2009 г. -

600/62,25. Общая численность постоянного населения на начало 2012 г.

2 572,9 тыс. чел. В 2011 г. демографическая ситуация в области характеризовалась ростом рождаемости и снижением смертности. При этом естественная убыль населения области в январе-августе 2012 г. сократилась на 6,5% и составила 4,3 чел. на 1 000 населения [1].

Среднегодовая численность занятых в Саратовской области составила, тыс. чел: 2000 г. - 1 184,2; 2003 г. - 1 176,7; 2005 г. - 1 169,5; 2008 г.

1 202,6; 2010 г. - 1 209 [2]. На ее уровень повлияла тенденция кризисного падения производства (2000-2005 гг., 2008-2009 гг.) с последующим наращиванием в связи со стабилизацией ситуации (2010-2012 гг.). В структуре занятых в 2000-2010 гг. лидируют: 1) сфера оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств (в 2010 г. - 200 тыс. чел.); 2) обрабатывающие производства (179,9 тыс. чел); 3) сельское хозяйство (163,3 тыс. чел.) [2].

По ряду социально-экономических показателей наблюдалась отрицательная динамика. Так, индекс промышленного производства 2009 г. составил 86,3% от 2008 г. На развитие экономики и социальной сферы использовано 41,9 млрд р. инвестиций в основной капитал, что на 25,9% ниже показателя предыдущего года. Выпуск продукции сельского хозяйства по сравнению с прошлым годом снизился на 9,2%, объем строительных работ - на 30,5%. На 24% сократился коммерческий грузооборот организаций транспорта, на 5,8% уменьшился оборот розничной торговли, на 4,7% - оборот общественного питания. Однако массовых высвобождений работников, как прогнозировало Министерство занятости, труда и миграции, не произошло. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов Саратовской области в 2009-2012 гг., представлены в таблице.

На регистрируемом рынке труда наблюдается устойчивое снижение численности безработных. В 2012 г. уровень безработицы не превышает 1% численности экономически активного населения.

В результате проведенного в 2011 г. социального картографирования в области выявлено 109 критических (с точки зрения занятости) зон рынка труда, из которых в 25 населенных пунктах с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 чел. отсутствовали работодатели. Для этих зон разрабатывались и реализовывались совместные программы центров занятости населения и администраций муниципальных районов или работодателей (общее количество - 36). Основными мероприятиями программ стали: организация общественных работ для безработных граждан и организация временной занятости подростков с оказанием материальной поддержки во время их участия в программе. Участники временной занятости осуществляли такие работы, как: благоустройство территорий, мелкий ремонт социально значимых объектов (школ, домов культуры, памятников), обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, посевные работы и уборка урожая.

Некоторые показатели рынка труда в Саратовской области

Показатель 10.07.09 12.01.10 09.07.10 11.01.11 08.07.11 10.01.12 26.09.12

Численность безработных, тыс. чел. 29 868 26 905 23 105 18 819 18 487 17 486 15 573

Уровень безработицы (РФ), % 2,3 (2,9) 2,2 (2,8) 1,7 (2,6) 1,4 (2,1) 1,3 (1,9) 1,2 (1,6) 1,1 (1,4)

Численность безработных в г. Саратове, тыс. чел. (%) 9 044 (1,7) 9 044 (1,7) 9 044 (1,7) 9 044 (1,7) 9 044 (1,7) 9 044 (1,7) 9 044 (1,7)

Неполная занятость, тыс. чел. 22,7 22,7 22,7 22,7 22,7 22,7 22,7

Численность находящихся в простое по инициативе администрации, тыс. чел. 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2

Численность занятых неполный рабочий день, тыс. чел. 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2

Численность занятых неполную рабочую неделю, тыс. чел. 13,3 13,3 13,3 13,3 13,3 13,3 13,3

В 2011 г. в общественных работах приняли участие 1 147 чел. (в 2010 г. - 987 чел.), или каждый третий участник общественных работ, организованных для сельских жителей. Кроме того, в общественных работах приняли участие 482 работника, находящихся под риском увольнения. В программе подростковой занятости было задействовано 1483 несовершеннолетних (в 2010 г. - 1 037 чел.), или каждый третий проживающий в сельской местности подросток, участвующий в программе.

844 школьника, проживающих в критических зонах, получили профориентационные и информационные услуги (в 2010 г. - 200 чел.).

Профессиональное обучение прошел 391 чел., в том числе 161 работник, находящийся под риском увольнения, по программам опережающей подготовки. 24 выпускника приняли участие в программе стажировки. Организовал собственное дело при финансовой поддержке службы занятости 441 безработный, в том числе каждый второй занят в сельскохозяйственных кооперативах.

Общее количество участников совместных программ составило 4 828 чел. (в 2010 г. - 2 289 чел.).

По окончании реализации совместных программ 389 чел. трудоустроены на постоянное место работы на имеющиеся в центрах занятости населения вакансии. Общая численность трудоустроенных с учетом граждан, открывших собственное дело, составила 830 чел. (в 2010 г. - 62 чел.).

Анализ реализации совместных программ показывает, что были достигнуты определенные результаты в регулировании сельского рынка труда. В ряде критических зон удалось смягчить социальную напряженность на рынке труда, а в 25 населенных пунктах снизить уровень как общей, так и регистрируемой безработицы.

Из 109 критических зон на сельском рынке труда мероприятиями совместных программ были охвачены 63 зоны, или 57,8%.

Организация работы службы занятости населения Саратовской области по социальной адаптации безработных граждан в I полугодии 2012 г. осуществлялась в соответствии с долгосрочной областной целевой программой «Содействие занятости населения Саратовской области» на

2014 гг.».

В рамках регулирующих мероприятий в регионе безработным гражданам предоставлялась услуга по социальной адаптации. Она направлена на формирование навыков самоменеджмента на рынке труда: активного поиска работы, составления резюме, собеседования с работодателем, самопрезентации, а также на повышение мотивации к труду. Участие безработных в программах социальной адаптации способствует сокращению периода поиска подходящей работы ввиду сложившейся у них активной жизненной позиции.

В I полугодии 2012 г. государственные услуги по социальной адаптации получили 2 208 чел. (62,4% годового задания). За этот же период в 2011 г. годовое задание было выполнено на 55,5%.

Из числа участников программы по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда 1 831 чел. (82,9%) получили услугу по предложению органов службы занятости, 377 чел. (17,1%) - по заявлению-анкете.

Основным направлением регулирования социально-трудовых отношений остается развитие социального партнерства. Результат работы в Саратовской области на I полугодие 2012 г. - 237 соглашений (1 региональное, 43 территориальных, 21 областное отраслевое, 172 территориальных отраслевых).

Коллективные договоры заключены на 5 619 предприятиях (по итогам I полугодия 2011 г. - 5 615), их действием охвачено 71,4% среднесписочной численности работающих по полному кругу предприятий (503,2 тыс. чел.), что выше среднероссийского показателя (62%).

Приоритетными задачами в аспекте развития социально-трудовых отношений по типу социального партнерства во II полугодии 2012 г. являются: подготовка проекта областного трехстороннего Соглашения на

2015 гг.; заключение на новый срок территориальных трехсторонних соглашений в 18 муниципальных районах области; обеспечение уровня охвата работников предприятий коллективно-договорными отношениями не ниже 72%; проведение региональных этапов всероссийских конкурсов «Российская организация высокой социальной эффективности» и «Лучший по профессии» (впервые).

Таким образом, система социально-трудовых отношений в Саратовской области во многом повторяет по своему содержанию и структуре общероссийскую модель. Однако довольно благополучная ситуация в области занятости не отменяет необходимости постоянного совершенствования регулирующих инструментов, в частности, программ занятости, максимизации ее уровня в контексте общей социально-экономической стратегии инновационного развития.

Библиографический список

http:// zanas.saratov.gov.ru.

http:// www. gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW. exe/Stg/d2/09-60.htm.




Е. В. Янченко Саратовский государственный технический университет г. Саратов


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601