СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Социально-правовые аспекты региональной миграционной политики

Анализ особенностей региональной миграционной политики приобретает особую актуальность в связи с выделением иммиграции в одно из стратегических направлений миграционной политики России. Идущие сегодня миграционные процессы оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь стран, продуцирующих миграционные потоки, и стран, их принимающих. Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы правового регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации [1. С. 5947]. В условиях поиска адекватных путей решения миграционной проблемы нам представляется актуальным изучение опыта регионов по реализации мер социальной поддержки прибывшего населения.

В России механизм помощи соотечественникам из стран СНГ и Балтии начинает формироваться с 1993 г. Главным гарантом в реализации, охране и защите прав мигрантов является государство, в решении задач государственной миграционной политики активно участвуют органы социальной защиты населения, социальные службы помощи семье и детям, службы занятости населения, пенсионные фонды, институты гражданского общества.

В миграционном законодательстве, на наш взгляд, можно выделить социальные аспекты (стороны), включающие в себя разнообразные способы поддержки различных категорий мигрантов:

социальное обеспечение и социальное обслуживание;

медицинская и лекарственная помощь;

предоставление временного жилья, питания;

направление на профессиональное обучение и содействие в трудоустройстве;

устройство детей мигрантов в детские сады и образовательные учреждения.

Основой текущего законодательства, в том числе и миграционного, является Конституция РФ. Особую значимость имеют ч. 1 и 2, ст. 27 Конституции РФ, согласно которым установлено следующее: право на свободу передвижения и выбора места пребывания (жительства) принадлежит лицам, находящимся на территории России на законных основаниях, будь то гражданин России, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства). Положения Конституции РФ, регулирующие отношения в сфере миграционных процессов, получили свое непосредственное отражение в более чем 30 действующих на настоящий момент федеральных законах России.

Одним из первых был принят Закон РФ «О гражданстве» от 28 ноября 1991 г., определивший упрощенный порядок приобретения гражданства России для граждан бывшего СССР и некоторых других категорий мигрантов. Базовыми законами, устанавливающими экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, их законных интересов на территории РФ, определяющими правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, явились федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» от 1993 г. Важной социальной гарантией для мигрантов является материальная поддержка. На основании ФЗ «О беженцах» в редакции 1997 г. для беженцев предусмотрены компенсационные выплаты. Лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании его беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда [2. С. 625].

Постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 г. № 724 для вынужденных переселенцев предусмотрены компенсационные выплаты. На основании постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» беженцам и вынужденным переселенцам оказывается поддержка в приобретении постоянного жилья в частную собственность или содействие индивидуальному жилищному строительству путем предоставления долговременной беспроцентной возвратной ссуды и безвозмездной субсидии [3. С. 143]. Значительное развитие в последние годы получила такая форма социальной поддержки в области предоставления жилищной площади, как компактное поселение, создаваемое для постоянного проживания, как правило, в сельской местности нескольких семей беженцев и вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 чел. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления призваны при таком виде поселения оказывать содействие в создании инженерной и социальной инфраструктуры. Социальная поддержка мигрантов осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами».

Принятый Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» трактует понятие «соотечественники», определяет принципы, цели государственной политики, а также меры социальной поддержки этой категории мигрантов.

На основании распоряжения ПФР от 22 июня 2004 г. лица, прибывшие на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР, имеют право на пенсионное обеспечение. Пенсия должна назначаться иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ, что соответствует мировой практике.

Большое значение для мигрантов, в том числе и соотечественников, играют гарантии РФ в области здравоохранения. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 546 определено, что медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы. В случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства, бесплатно и безотлагательно оказывается скорая медицинская помощь.

С утверждением в 2006 г. Государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» дан толчок уточнению правовых норм (в частности, о понятиях «соотечественник», «добровольный переселенец»). Создана межведомственная комиссия по реализации этой программы. Выделены 12 экспериментальных регионов, которые представляют проекты своих программ по приему мигрантов. Участнику Государственной программы предоставляется также компенсация за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания [4. С. 97]. Кроме того, соотечественники, принимающие участие в данной программе, имеют право на получение Компенсационного пакета. Он включает в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов. Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.

С 15 января 2007 г. вступили в силу федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в РФ“». Изменения в действующем законодательстве носят системный характер и принципиально меняют существующие процедуры легализации иностранных граждан, а также порядок их трудоустройства.

В декабре 2011 г. Указом Президента РФ утвержден Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. Концепция определяет роль и место государственной миграционной политики в социально-экономическом развитии Российской Федерации; цели, принципы, задачи, основные направления, механизмы и этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, с учетом специфики регионов.

Республика Татарстан является для иммигрантов одним из наиболее привлекательных регионов. В Татарстане проживает 3,8 млн чел. - представителей более 70 национальностей. Численность экономически активного населения на 2011 г. составила 54,4% от общей численности населения республики. Татарстан расположен на пути устойчивого внут- рироссийского западного миграционного дрейфа, направленного в Центральный округ: ПФО получает население с востока и севера и отдает в Центр. Транзитность округа выражена тем сильнее, чем слабее миграция из стран СНГ в Россию и, следовательно, чем в большей мере для обеспечения потребностей Центра подключается внутренняя миграция [5].

Количество безработных в Татарстане на сегодняшний день составляет 37 039 чел., или 1,83% численности экономически активного населения (1 985,7 тыс. чел.). Потребность работодателей в работниках составляет 24 068 вакансий. Приказом МЗиСР РФ от 8 декабря 2010 г. № 1080 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством РФ на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» квота на Татарстан установлена в размере 27 299 разрешений на работу, в настоящее время она исчерпана всего на 9,9% [6].

Исследования, проведенные миграционной службой РТ, показали, что миграционный тренд Татарстана практически повторяет общероссийский (рис. 1).

В Татарстан в основном прибывает население из Казахстана и Средней Азии. Эти два региона обеспечивают три четверти миграционного прироста, полученного за счет стран СНГ (рис. 2).

Заметно участие стран Закавказья (11%) и Украины (10%). Структура миграционного прироста по странам СНГ довольно устойчива.

о Татарстан ? Российская Федерация

Рис. 1. Миграционный прирост населения ПФО и РФ в 2000-2009 гг., тыс. чел.

Казахстан

40

Рис. 2. Миграционный прирост населения Татарстана в 1996-2009 гг., %

По результатам внутрироссийской миграции Татарстан в последнее десятилетие уступает только Центральному округу. Приток мигрантов в округ в значительной степени зависит от потока из стран СНГ. Миграционный потенциал этих стран, в особенности Казахстана и Средней Азии, достаточен, чтобы удовлетворить дополнительную потребность России в трудовых ресурсах. Однако для этого, на наш взгляд, важна не только либеральная миграционная политика, но и развитые социальные программы.

В миграционном приросте Татарстана, полученном за счет титульных народов округа, преобладают татары - 69%, велика доля башкир - 12% и чувашей - 9%. На остальные народы приходится только 10% титульной группы мигрантов и немногим более 2% общего миграционного прироста [7].

Именно для Татарстана характерны наиболее этнически окрашенные потоки, с той, однако, разницей, что в Татарстане большая часть (69%) миграционного прироста обеспечивается за счет «своего» титульного народа.

По всему Татарстану мигранты из Закавказья обеспечивают немногим более 6% миграционного прироста. За 12 месяцев 2011 г. на миграционный учет поставлено 142 459 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 5% больше аналогичного периода прошлого года (2010 г. - 135 593 чел.).

Наибольшее количество иностранцев прибыло из Узбекистана (25,9% за 12 месяцев 2010 г. и 29,3% - 2011 г.), наименьшее - из Украины (4,5% за 2010 г. и 4,2% за 2011 г.). Причем если доля приезжих из Украины снижается, то страны Средней Азии дают уверенный рост иммигрантов.

Всего Республику Татарстан за 12 месяцев 2011 г. посетили граждане 150 стран мира.

По состоянию на 1 января 2012 г. количество иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в Республике Татарстан, составило 15 310, что на 17,7% больше (АППГ - 13 008).

В большинстве регионов мигранты практически не нарушают сложившийся межэтнический баланс. В Татарстане отмечается медленное стягивание титульных народов, сопровождающееся менее интенсивным притоком русских и других народов, но абсолютные размеры притока невелики. Думается, привлекательность нашего региона объясняется возможностью трудоустройства (возведение объектов универсиады повлекло активное развитие инфраструктуры столицы и крупных городов республики), а также толерантным отношением большинства населения к приезжим гражданам, конфессиональным многообразием региона.

С целью привлечения мигрантов в регионе разработаны и реализуются социальные программы, включающие в себя:

создание комплексных миграционных трудовых бирж, одновременно занимающихся разъяснительной работой, содействием в трудоустройстве, а также социальным обеспечением нуждающихся категорий мигрантов;

привлечение иностранных граждан в сельскую местность и в те населенные пункты, где есть необходимость в дополнительных трудовых ресурсах путем поощрения переселяющихся «подъемными», оказания помощи в приобретении жилплощади;

повышение популярности медицинских центров и здравниц г. Казани с целью привлечения высококвалифицированных врачей и медицинских работников разных направлений. Оказание приезжим специалистам помощи в решении жилищных проблем, устройство детей медицинских работников в детские сады и школы, организация профсоюзами отдыха сотрудников и оздоровления их родственников путем предоставления им путевок в летние лагеря, социально-оздоровительные центры, санатории;

повышение респектабельности среднеспециального и высшего образования. Установление доступной стоимости обучения в вузах республики по сравнению с другими регионами России (Тюмень, Челябинск). Повышение качества образования, привлечение из других регионов страны и из-за рубежа талантливой молодежи, поощрение научных изысканий активных и одаренных школьников и студентов, оказание поддержки студентам из числа сирот и малообеспеченных семей (обеспечение кой- ко-местом в общежитии, оплата проезда домой во время каникул).

Одновременно предусмотрены мероприятия, способствующие снижению эмиграции, включающие в себя:

информирование трудоспособного населения о реальных трудностях, с которыми придется столкнуться, сменив место жительства;

повышение уровня жизни местного населения посредством постепенного сокращения отставания среднемесячной заработной платы работников Татарстана от среднероссийской зарплаты, увеличения размера пособий матерям и семьям, имеющим детей, развития доступного ипотечного кредитования для молодых семей и начинающих специалистов и т.д.;

стимулирование и мотивирование специалистов к продолжению своей профессиональной деятельности в Татарстане, др.

Реализацию названных мероприятий сдерживает недостаточное финансирование соответствующих программ из федерального бюджета, недостаточно результативное функционирование областных миграционных служб. Думается, что осуществляемая правительством реорганизация государственной миграционной политики, соответственное изменение структуры миграционных органов на местах ускорит интеграцию мигрантов в российское общество.

Библиографический список

Лукьянова И. В. Некоторые вопросы регулирования миграционных процессов в постсоветской России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2.

С. 140-145.

Бойков В. Э. Социальные аспекты миграции населения // Социс. 2007. № 12. С. 75-79.

Методология и методы изучения миграционных процессов : междисциплинарное учеб. пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Му- комеля. М. : Центр миграционных исследований, 2007.

Бондырева С. К. Миграция (сущность и явления). М., 2004.

Сайт Управления Федеральной миграционной службы по Татарстану. URL : www. fms16.ru

Демографический кризис. Почему Татарстан растет за счет мигрантов? URL : http:// info.tatcenter.ru/online/39.

Татарстан : меры преодоления безработицы - капля в море. URL : http:// www. allmedia.ru/newsitem.asp?id=847649.




А. Ю. Шакирова Казанский государственный энергетический университет г. Казань


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601