СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Формирование национальных рынков труда

Несмотря на солидный срок осуществления институциональных рыночных преобразований, до сих пор сохраняются разночтения в определении понятия «рынок труда», которое широко используется как органами исполнительной власти, так и отдельными учеными-трудовиками.

Разброс позиций очень широк: от понимания рынка труда в «узком» смысле, когда его масштабы ограничиваются действиями государственной службы занятости по учету, трудоустройству и подготовке обратившихся в поисках работы граждан и по оказанию социальной поддержки и материальной помощи безработным, до расширительной его трактовки, когда под рынком труда понимается вся совокупность социально-трудовых отношений как работающих лиц, так и лиц, ищущих работу.

С учетом данного обстоятельства оптимальным выглядит определение, согласно которому рынок труда - это система общественных отношений и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда.

Анализ общественно-экономической ситуации в России постсоветского периода показал, что на сегодня имеются главные предпосылки для формирования рынка труда как составной части рыночных отношений в нашей стране, включающие:

наличие главных контрагентов рынка труда (работодателей и наемных работников);

законодательное закрепление права граждан на добровольное участие в трудовой деятельности;

функционирование государственной службы занятости, обеспечивающей реализацию государственной политики занятости.

Однако существует ряд противоречий, свойственных нынешнему состоянию рынка труда:

«сверхзанятость» населения при наличии скрытой безработицы; значительное количество вакансий при дефиците рабочей силы по ряду профессий;

большие масштабы привлечения неквалифицированного труда; неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории страны;

существование неофициальных форм занятости и т. д. Многосложность структуры рынка труда может быть рассмотрена по различным критериям:

по характеру объема совокупного спроса и предложения рабочей силы различают общий рынок труда (включающий всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения и общую потребность в рабочей силе) и текущий рынок труда (включающий соотношение количества вакансий и лиц, ищущих работу);

по способам и формам аккумуляции рабочей силы текущий рынок труда делится на открытый (фактически ищущие работу лица, а также все вакантные и ученические места во всех секторах экономики) и скрытый (состоящий из работников, находящихся в административных отпусках по инициативе администрации);

по степени учета органами государственной статистики открытый и скрытый рынки труда делятся на официальные и неофициальные их части;

по степени гибкости, мобильности и сегментированности по отдельным секторам выделяются первичный и вторичный рынки труда; отраслевые и профессионально-квалификационные рынки труда; рынки труда, формируемые по половозрастным и социально уязвимым группам.

Проанализируем динамику численности экономически активного населения Российской Федерации [1; 2] (табл. 1).

Анализ обнаруживает ряд неоднозначных тенденций: снижение занятости населения по всем отраслям материального производства, за исключением лесного хозяйства, и увеличение занятости

в оптовой и розничной торговле, общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, культуре и прочих отраслях (финансы, кредит и управление); значительный уровень скрытой безработицы; высокий уровень занятости, основной костяк которой (48,6%) составляют лица молодого возраста (от 16 до 39 лет), при более значительной доле безработных (63,7%) среди лиц указанных возрастных групп;

высокая доля занятости лиц с высшим и неполным высшим профессиональным образованием (до 27,4%) корреспондируется с меньшей долей безработных (13,6%), сгруппированных по указанным признакам;

занятость в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям труда, до 1/4 промышленного персонала и до 5,3% - тяжелым физическим трудом [1].

Т аблица 1

Численность экономически активного населения, млн чел.

Месяц Год

2010 2011 2012

Январь 74,60 75,30 74,90

Февраль 74,50 75,60 74,70

Март 74,60 75,00 74,70

Апрель 75,00 75,10 75,20

Май 75,80 75,90 76,20

Июнь 76,20 76,00 76,40

Июль 76,30 76,60 76,40

Август 76,50 76,70

Сентябрь 76,10 76,60

Октябрь 75,60 75,60

Ноябрь 75,30 75,70

Декабрь 75,00 75,60

Как показывает зарубежная практика, государство на рынке труда играет активную роль. В развитых странах оно осуществляет регламентацию всех основных элементов функционирования рынка труда - от экономических, социальных, морально-психологических и профессиональных его сторон до институциональных структур.

В последние годы российский рынок труда во многом еще не сложился в единое целое, в нем слабо действуют рыночные регуляторы и движущие силы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Основной задачей государства при регулировании процессов на рынке труда является обеспечение продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу (табл. 2).

В западноевропейских странах трудовое законодательство в его современном виде сформировалось лишь во второй половине ХХ века в рамках утверждения Концепции государства всеобщего благосостояния, основной функцией которого стало поддержание социального равновесия. Важнейшим аспектом реформирования трудового законодательства о занятости за последнее время стало усиление роли государства в защите не отдельных лиц, а их совокупности. Таким образом, опыт стран Европейского союза свидетельствует о неизбежности повышения роли государства и его ориентации на достижение социально благоприятных условий труда и занятости населения в процессе регулирования ситуации на рынке труда.

Т аблица 2

Направления и приоритеты государственной социальной политики в сфере регулирования рынка труда и занятости

Направления Приоритеты

Нормативно-правовая база Повышение гибкости и мобильности рынка труда, уровня занятости населения и социальной защищенности безработных граждан

Государственная служба занятости Расширение перечня услуг и повышение эффективности деятельности по реализации мер активизации политики занятости

Прогнозирование и принятие программ развития экономики страны на средне- и долгосрочную перспективу Введение на перспективный период социальных стандартов по проблемам занятости и их параметров по уровню занятости и безработицы

Концептуальная проработка действий на рынке труда и разработка целевых программ обеспечения занятости Обоснование программ формирования новых и модернизации действующих рабочих мест

Обеспечение качества и конкурентоспособности рабочей силы Развитие системы непрерывного профессионального образования

Институт социального партнерства Совершенствование правовых и организационных форм социального партнерства, правил и механизмов взаимодействия сторон, обоснования размеров и порядка определения минимальных социальнотрудовых стандартов

Миграционная политика Активизация миграционной политики по двум основным направлениям регулирования процессов: внутренней и внешней трудовой миграции

Библиографический список

Численность экономически активного населения // Агентстство экономической информации «ПРАЙМ». URL : http:// www. 1prime.ru/macro/AbsMacro. aspx?ind=782.

Креативная экономика. URL : http:// www. creativeconomy.ru/keywords /rynok-truda.




А. Э. Чечулина, П. С. Киселева Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601