СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Трудовая миграция в России

В современном мире экономики стран вовлекаются в единый мировой производственный процесс. Глобальная экономика зависит от формирования международного рынка труда. В настоящее время для России актуально влияние миграции на экономическое развитие. Вследствие того, что наша страна стала одним из мировых лидеров по уровню миграции, в том числе и нелегальной, возникла необходимость в проведении реформ миграционной политики.

Международная трудовая миграция - процесс перемещения рабочей силы из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, исходящих из соотношения спроса и предложения на рынке труда. Трудовую миграцию можно классифицировать:

по направлению:

миграция между промышленно развитыми странами; миграция между развивающимися странами;

миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

по территориальному охвату: межконтинентальная;

внутриконтинентальная (между государствами, макрорегионами);

по времени: безвозвратная;

временная (краткосрочную либо долгосрочную); сезонная.

Среди причин международной трудовой миграции выделяются экономические и неэкономические. Первые кроются в различии уровней развития экономики в разных странах. Рабочая сила перемещается в страны с высоким уровнем жизни из стран с низким уровнем. К неэкономическим причинам относятся такие, как политические, национальные, религиозные, расовые и семейные (рис. 1).

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Международная миграция, тыс. чел.

Наблюдая за международной трудовой иммиграцией в России, необходимо учитывать неустойчивость и непредсказуемость многих сторон нашей жизни, которые обусловлены национальными, политическими, экономическими и социальными факторами. В 2011 г. около 95% иммигрантов составляли бывшие жители стран СНГ, из них половина - выходцы из Украины, Казахстана и Узбекистана (рис. 1) [1. С. 285].

Сибирский и Дальневосточный федеральные округа стали наиболее привлекательными для подобных иммигрантов. Среди прибывших на постоянное место жительства в регионы этих округов 99% составляют выходцы из стран СНГ. Северокавказский и Южный федеральные округа более привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля - 12,6 и 7,8% соответственно.

Рис. 2. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ (по странам прежнего проживания), %

Основа миграционной политики - регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из страны, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это сводится к:

обеспечению прав работника на свободу перемещения и трудоустройство;

гарантиям возвращения мигрантов на родину;

обеспечению поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;

содействию смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;

ограничению выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

совершенствованию внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

предоставлению социальных гарантий трудящимся-иммигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику [2].

Можно предложить следующие конкретные меры по улучшению и регулированию трудовой миграции в РФ:

максимально упростить и ускорить для работодателей процедуру оформления иммигрантов на временной основе. Процедура должна быть уведомительной и строго ограниченной по времени;

создать систему информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав проживания на территории РФ;

организовать систематический мониторинг условий труда, техники безопасности на производстве. Стимулировать работодателей, изъявляющих желание оформлять трудовые отношения с мигрантами по закону и одновременно ужесточить наказания для тех, кто пользуется услугами нелегальных мигрантов (возможно, вплоть до уголовной ответственности);

увеличить штатную численность кадрового аппарата Федеральной миграционной службы: по их же данным, только 10% сотрудников занимаются непосредственно миграцией.

Мобильность рабочей силы - важнейшая особенность современной экономики. Страны - участники обмена трудовыми ресурсами и международные миграционные организации должны совершенствовать законодательство, руководствуясь принципами свободы и демократии.

Библиографический список

Тюрюканова Е. В. Глобализация международной миграции // Гендер и экономика : мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2011.

Регент Т. М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования. М., 2010.




М. Ю. Ковязин, П. С. Киселёва Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601