Занятость населения в современной экономике необходимо рассматривать как интегративную, социально-экономическую категорию,
характеризующую один из основных элементов конкурентного потенциала региона.
В настоящее время единственной альтернативой развития для Российской Федерации признается уход от сырьевой модели экономики к экономике инновационного типа. Экономика с высокой информационной и интеллектуальной «емкостью» может строиться на основе постоянно обновляющейся по структуре, содержанию, видам и формам, гибкой, а главное - эффективной занятости.
Под экономически эффективной понимают занятость, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [1].
Среди общих факторов, оказывающих влияние на формирование эффективной занятости, выделяются реальные доходы населения, уровень потребления, жилищные условия, уровень развития системы здравоохранения и др.
Поскольку изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест, то одним из важнейших факторов формирования эффективной занятости становятся инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности. Этот фактор напрямую воздействует на изменение структуры занятости населения по секторам экономики, одновременно указывая на приоритетные отрасли развития территории. Принимая в расчет сохраняющуюся на протяжении последних лет тенденцию сокращения населения, особенно в большей части Северных регионов страны, а также сдвиг в возрастной структуре в сторону увеличения доли населения пенсионного возраста и уменьшения доли детей, задачей органов власти и управления в регионе должна стать разработка превентивных мер по вовлечению в контингент занятого населения пенсионеров и лиц, ведущих домашнее хозяйство.
На формирование эффективной занятости влияют также региональные факторы [2]. Согласно законодательству Российской Федерации территория Архангельской области относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Поэтому к региональным факторам влияния здесь необходимо отнести «север- ность». Северность качественно и количественно характеризуется через холодовую дискомфортность, периферийность, ресурсность и этничность (наличие коренных малочисленных народностей с их традиционными видами хозяйства). На основе этих характеристик возникают управленческие вызовы региону и государству в целом: северное удорожание, слабая освоенность территории, низкая инновационность, недостаточная фиксация этнокультурных и экологических приоритетов и др. [3].
Биоклиматический дискомфорт влияет не только на состояние здоровья человека, нарушая привычный ритм физиологических функций и повышая риск заболеваемости, но и на его трудовую деятельность. С ухудшением комфортности условий увеличиваются энергозатраты, необходимые для выполнения одной и той же работы. Поэтому можно говорить о снижении производительности труда за счет изменения комфортного состояния среды при равных прочих условиях.
Влияние фактора периферийности во все большей мере становится объектом экономико-географических исследований, его изучение нацелено на раскрытие структуры удорожания, инновационной способности, интеллектуальной сферы и т.п. [4]. Периферийность должна оцениваться с помощью таких показателей, как: плотность населения, плотность железнодорожных путей, плотность автомобильных дорог, ВРП к площади территории субъекта Российской Федерации.
Северные районы России имеют ярко выраженный природно-ресурсный профиль, поэтому одной из самых типичных северных черт является ресурсность [5]. Фактор ресурсности оказывает значительное влияние на структуру занятости по видам экономической деятельности и секторам экономики. Однако ресурсность как характерная черта северных территорий может сыграть положительную роль только в том случае, если природные богатства станут рассматриваться в качестве ведущего фактора формирования внутреннего рынка России. Особенно это относится к ресурсам нефти и газа. Увеличение их вывоза за границу уже в настоящее время является весьма существенным тормозом развития отечественной промышленности. Поэтому использование ресурсов Севера в первую очередь нужно ориентировать на внутренние нужды, а во вторую - на экспорт. Такая схема использования природных ресурсов северных регионов, наряду с включением в стоимость общественного продукта уже на стадии планирования затрат на воспроизводство природы и условий жизни населения может сыграть положительную роль в системе общественного воспроизводства, а также предотвратить процессы сверхэксплуатации природных ресурсов, экологических бедствий, подрыва экономической базы жизни будущих поколений.
Дискомфортность климата и периферийность территории значительно влияют на стоимость производства различных товаров и услуг в регионе. Основными удорожающими факторами производства являются северные доплаты, затраты на перевозку, энергоресурсы и другие материалы. Недоучет органами управления северной специфики особенно в период перехода страны на рыночные отношения привел к тому, что многие виды продукции, произведенные в Северных регионах, стали неконкурентоспособными. Это обусловило закрытие значительной части предприятий, массовые увольнения и большой миграционный отток с северных территорий. Поэтому государством должна осуществляться политика протекционизма северных территорий, предусматривающая систему компенсаций населению и товаропроизводителям издержек, связанных с суровыми природно-климатическими условиями региона и большой удаленностью его от основных промышленных и культурных центров Российской Федерации [6]. Только такая политика, основанная на четком исполнении существующих Федеральных законов («О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и др.), а также адресной, дифференцированной по территории государственной поддержке способна сформировать эффективную занятость в Северных регионах, а значит, повысить их конкурентоспособность.
Политика занятости в регионе представляет собой часть социально-экономической политики государства; она неразрывно связана с демографической политикой, политикой в области образования, здравоохранения и культуры, экономическими и экологическими программами и т.д. Разработка политики эффективной занятости должна учитывать весь комплекс региональных факторов воздействия, в том числе географических.
Библиографический список
Рынок труда и доходы населения : учеб. пособие ; под ред. Н. А. Волгина. М. : Инф.-изд. дом «Филинъ», 1999.
Козлова О. А. Занятость населения индустриального региона : проблемы теории и практики регулирования. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2008.
Лаженцев В. Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. Сыктывкар : Коми научный центр УрО РАН, 2003.
Дмитриева Т. Е. Территориальное управление в контексте северности // Север в экономике России. Сыктывкар : КЕПС РК, ИСЭПС Коми НЦ УрО РАН, 1998.
Пространственная организация социально-трудовых систем : генезис и проблемы развития : [кол. монография] / [А. Г. Шеломенцев и др.] ; под ред.
О. А. Козловой. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2010.
Совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах Севера России. Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2002.
А. В. Кармакулова, О. А. Козлова
Институт экономики УрО РАН г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.
Количество показов: 2853