СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Проблемы развития региональных рынков трудовых ресурсов

Успешное социально-экономическое развитие Российской Федерации предполагает наличие в числе финансовых, производственных, сырьевых достаточное качество количественных трудовых ресурсов.

В условиях экономического кризиса 2008 г. кадровый голод в российской экономике на фоне других проблем был мало заметен, так как перед предприятиями стояла задача выживания, поэтому шли массовые сокращения персонала, а на производстве оставались самые ценные работники. В настоящее время, когда давление кризисных факторов ослабло, и появились возможности для роста и развития бизнеса, проблема кадрового голода стала более отчетливой. Надо отметить, что с проблемой кадрового голода сталкиваются практически все регионы России, но особенно это заметно в регионах, которые активно развиваются. Здесь в дефиците не только высококвалифицированный персонал, но и работники самых различных профессий.

В Российской Федерации в число наиболее динамично развивающихся регионов входит Республика Татарстан. Комплексное развитие экономики Республики требует не только инвестиций, технологического перевооружения и внедрения инноваций, но и значительных квалифицированных трудовых ресурсов. Складывающаяся ситуация оказывает влияние на инвестиционный климат в целом. Правительство Российской Федерации, руководство регионов страны прилагают огромные усилия по привлечению как российских, так и иностранных инвесторов для экономического развития регионов, но прилагаемые усилия сводятся на нет тем, что приходящие, например, в Республику Татарстан инвесторы сталкиваются с отсутствием необходимой рабочей силы. По данным Росстата, потребность в работниках, заявленная работодателями Республики Татарстан в государственные учреждения службы занятости, на 1 июля 2012 г. составила 48 000 чел., при этом по отношению к 1 июля 2011 г.

рост составил 27,9 %. В других регионах Приволжского федерального округа ситуация не лучше. Так, дефицит кадров в Республике Башкортостан - 48 191 чел. (рост 30,2%). Однако рекордсменом по дефициту кадров является Нижегородская область: в промышленном производстве, строительстве и других секторах экономики этого региона не хватает 76 545 чел. (рост по сравнению с 2011 г. составляет 82%) [1].

Таким образом, отсутствие необходимых трудовых ресурсов характерно не только для РТ, но и для других регионов страны. В этих условиях становится проблематичным инновационное экономическое развитие российской экономики в целом.

Создавшееся положение обусловдено комплексом десятилетиями нерешаемых социально-экономических и демографических проблем. Рассмотрим их содержательно.

Ведущим фактором, стимулирующим проблемы формирования и развития трудовых ресурсов России, является демографический кризис, который переживает наша страна. Начиная с 1990-х гг. прошлого столетия в Российской Федерации в худшую сторону изменилась демографическая ситуация, возросла смертность всех видов, упала рождаемость. Этот фактор до 2006 г. не оказывал существенного влияния на численность трудовых ресурсов страны. Однако именно с 2006 г. процесс старения и выбытия кадров ускорился; заместить выбывающие кадры некем, это связано с тем, что в число граждан трудоспособного возраста России вливается малочисленная молодежь, родившаяся в 1990-е гг. прошлого столетия. По данным министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, ежегодно из трудового возраста выходит в среднем на 4 тыс. чел. больше, чем в него вступает. В перспективе в Республике, как и в стране в целом, численность населения трудового возраста будет сокращаться. Государственная политика стимулирования рождаемости, с одной стороны, способствует росту числа населения России, но одновременно сокращает число работающих женщин. Налицо отрицательный экономический эффект, когда на трудоспособное население страны ложится возросшая нагрузка по содержанию возросшего числа иждивенцев (детей и пенсионеров).

Значительное влияние на качество и количество трудовых ресурсов России оказывает функционирующая в стране система высшего и среднего образования. Всё большее число молодежи стремится к получению высшего образования. При этом уменьшение числа выпускников школ в результате демографического кризиса ужесточает конкуренцию за потенциального студента между высшими учебными заведениями и, как следствие, ведет к тому, что на обучение может поступить практически любой желающий, а это снижает качество подготовки будущих специалистов. Сложно выстраиваются отношения в области подготовки необходимых специалистов между вузами и предприятиями.

Представители бизнес-сообщества справедливо критикуют высшие учебные заведения за то, что они готовят специалистов, которые им сегодня не нужны, но вместе с тем работодатели неохотно идут на финансирование формирования соответствующих рабочих программ и обучения нужных им специалистов. В Татарстане в плане активного взаимодействия в этой области можно выделить ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ГСЬ КПО ВС», сотрудничающие с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и КНИТУ-КАИ.

Анализ многочисленных публикаций показывает, что большинство поступивших в вузы получает гуманитарное образование. Это связано с господствующими в молодежной среде установками, что работа в социально-гуманитарной сфере легче и более высокооплачиваема; кроме того, стоимость обучения социально-экономическим специальностям на коммерческих отделениях гораздо ниже стоимости обучения «технарей».

В стране огромное количество дипломированных специалистов с высшим образованием в области экономики, управления, юриспруденции, в то время как в науке и промышленности для инновационного развития нужны в большей степени инженерно-технические кадры.

Кроме того, вузы борются за всё уменьшающееся число выпускников школ не только между собой, но и со средними специальными учебными заведениями. В конкурентной борьбе высших учебных заведений со средними профессиональными учебными заведениями конкуренцию проигрывают ПТУ. Как следствие, постепенно деградирует вся система среднего специального образования, а предприятия и организации получают всё меньшее количество квалифицированного персонала рабочих специальностей, теряется преемственность поколений в профессиональной подготовке работников, исчезают уникальные профессии.

Государство пытается решать проблемы кадрового голода с помощью привлечения трудовых мигрантов. Всего в Россию в 2012 г. планировалось привлечь 460 510 трудовых мигрантов, непосредственно для Татарстана квота составляет 11 815 чел. [2].

Привлечение дешевой рабочей из республик бывшего СССР приводит в основном к заполнению вакантных мест, связанных с уборкой, управлением общественным транспортом, строительством, т. е. приезжие занимают те рабочие места, на которых из-за невысокой оплаты или непрестижности не хотят трудиться местные кадры. В этой ситуации, с одной стороны, выигрывает работодатель, приобретающий дешевую, как правило, неквалифицированную рабочую силу и получающий прибыль не за счет грамотного менеджмента и в силу этого обстоятельства не заинтересованный особо во внедрении инноваций на своем предприятии. С другой стороны, растет социальное напряжение в обществе, ведь фактически трудовые мигранты играют роль штрейкбрехеров; кроме того, среди них преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, норм общения и правил проживания в нашей стране, культуры российского населения. Это тревожит местное население, а отсутствие эффективной государственной программы ассимиляции мигрантов гарантирует рост ксенофобии у принимающего общества. Также необходимо отметить, что к нам практически не прибывают высококвалифицированные трудовые мигранты - конкурентную борьбу за качественные кадры Россия проигрывает США и странам Западной Европы.

Таким образом, без решения проблем увеличения трудовых ресурсов, улучшения их качественных характеристик становится невозможным экономическое развитие регионов России, не говоря о его инновационном характере. Для смягчения давления кадрового голода региональным властям придется активно работать в следующих направлениях: продолжать политику привлечения трудовых мигрантов; поощрять внутреннюю трудовую миграцию из соседних регионов; поощрять пенсионеров оставаться на производстве; на федеральном уровне, возможно, придется принять непопулярное в обществе решение об увеличении возраста ухода на пенсию (косвенно об этом свидетельствует постоянное обсуждение этой темы в средствах массовой информации);

повышать значимость в общественном мнении (особенно в среде молодежи) высококвалифицированных рабочих специальностей;

создать гибкую систему регионального обучения рабочим специальностям, направленную на решение кадровых проблем вообще и с целью поддержки крупных инвестиционных проектов реализуемых в Республике Татарстан.

По большому счету, всё это нужно было сделать гораздо раньше. Если и сейчас решению вопросов качественного и количественного сохранения и увеличения трудовых ресурсов не придавать первостепенного значения, то экономику как регионов, так России в целом окончательно захлестнет волна деиндустриализации, а о стратегическом инновационном развитии страны придется окончательно забыть.

Библиографический список

Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в I полугодии 2012 г. : отчет Росстата // Российская газета. 2012. 19 сент. № 5888.

О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности : приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2011 г. № 1435н // Российская газета. 2011. 19 дек. № 5661.




А. Г. Бильданов Академия социального образования г. Казань


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601