Статья определяет особенности продажи имущества должника - субъекта естественной монополии. В качестве такой особенности п. 1 предусматривает, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в п. 2 статьи. Пункт 1 статьи также устанавливает, что имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, подлежит выставлению на торги единым лотом.
Соответственно в п. 2 статьи определены обязательные условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии. Пункт также предусматривает, что при продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.
Частично изложенное регулирование ранее содержалось в ст. 20 Закона о банкротстве субъектов ТЭК, регламентировавшей продажу имущества организации-должника в ходе конкурсного производства (соответственно, иные положения комментируемой статьи являются нововведениями комментируемого Закона). Так, часть 1 указанной статьи устанавливала, что продажа имущества организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса; указанное имущество выставляется на торги единым лотом.
В части 2 указанной ст. 20 Закона о банкротстве субъектов ТЭК было определено, что обязательными условиями участия в конкурсе являются: согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов; обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Пункт 3 статьи определяет последствия неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных п. 2 статьи: договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти, т.е. федерального органа исполнительной власти, уполномоченного проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (см. комментарий к ст. 198 Закона); при расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций; при расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.
В пункте 4 статьи в отношении России, субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрено право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Как установлено при этом, соответствующее публично-правовое образование реализует такое преимущественное право через свои уполномоченные органы в порядке, предусмотренном п. п. 8 и 9 ст. 195 Закона, т.е. в том же порядке, что предусмотрен для реализации Россией права преимущественного приобретения предприятия должника - стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности России.
Пункт 5 статьи предусматривает право России, субъектов РФ и муниципальных образований приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии. Такое право соответствующее публично-правовое образование реализует через свои уполномоченные органы.
При этом каких-либо особенностей применения мер по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии не предусмотрено, в то время как ст. 19 Закона о банкротстве субъектов ТЭК такие особенности определяла. Так, в указанной статье (в ред. Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 88-ФЗ <1>) устанавливалось, что меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в ст. 109 комментируемого Закона, применяются со следующими особенностями:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3099.
продажа имущества (части имущества) организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, не допускается;
уступка прав требований организации-должника может быть осуществлена, в том числе по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электрической энергии, тепловой энергии, газа, нефти и нефтепродуктов;
перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса, не допускается;
иные меры по восстановлению платежеспособности организации-должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса.
В пункте 6 статьи предусмотрено, что перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается только в порядке, установленном федеральным законом. В изложенной выше ст. 19 Закона о банкротстве субъектов ТЭК упоминалось о перепрофилировании или закрытии производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса, но как о мероприятиях, не допустимых при применении мер по восстановлению платежеспособности организации-должника во внешнем управлении.
§ 7. Банкротство застройщиков
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 3301