СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 197 закона о банкротстве. Судебная практика: Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

Правила параграфа 6 гл. IX Закона (ст. ст. 197 - 201) определяют особенности банкротства субъектов естественных монополий. Данный параграф вступил в силу с 1 июля 2009 г. (см. комментарий к ст. 231 Закона), т.е. с даты, с которой утратил силу Закон о банкротстве субъектов ТЭК (см. комментарий к ст. 232 Закона), который в развитие Закона 1998 г. о банкротстве устанавливал особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. Закон о банкротстве субъектов ТЭК также применялся при признании несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства организаций ТЭК, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (в целях данного Закона под основной деятельностью указанных организаций понималась деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации).

Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, Закон о банкротстве субъектов ТЭК, по существу, вывел естественные монополии и организации ТЭК из сферы применения института банкротства; поэтому предлагается установить особенности для организаций - субъектов естественных монополий. При этом указывалось, что вводить особенности банкротства организаций остальных отраслей нецелесообразно, поскольку введение подобных особенностей, как показала практика, приводит к необоснованному выводу предприятий отдельных отраслей из сферы применения процедур банкротства, что противоречит принципам гражданского права.

Согласно определению, данному в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <1>, естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Там же (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ <2>) определено, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. То есть речь идет как о юридических, так и о физических лицах. Однако в отличие от данной нормы в п. 1 комментируемой статьи речь идет только о юридических лицах.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<2> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6236.

Федеральным законом "О естественных монополиях" согласно п. 1 его ст. 4 (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ) регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В пункте 2 статьи определен признак банкротства субъекта естественной монополии - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Этот же 6-месячный срок был предусмотрен в рамках определения признаков банкротства в ст. 2 Закона о банкротстве субъектов ТЭК. Как видно, данный срок вдвое превышает тот срок, который указан в общей норме п. 2 ст. 3 Закона, определяющей признаки банкротства юридического лица.

Пункт 3 статьи в качестве условия возбуждения производства по делу о банкротстве субъекта естественной монополии предусматривает наличие требований, составляющих в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. Это в 5 раз больше той суммы требований, которая указана в общей норме п. 2 ст. 6 Закона, устанавливающей условия возбуждения производства по делу о банкротстве юридического лица. Статья 2 Закона о банкротстве субъектов ТЭК, определявшая признаки банкротства, предусматривала иное условие - превышение суммы кредиторской задолженности балансовой стоимости имущества организации-должника, в том числе права требования.

Кроме того, в п. 3 статьи в качестве условия возбуждения производства по делу о банкротстве субъекта естественной монополии установлено, что эти требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве, а именно:

на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий (п. 1);

на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг (п. 2);

на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг (п. 3).




.


Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247