Правила параграфа 5 гл. IX Закона (ст. ст. 190 - 196) определяют особенности банкротства стратегических предприятий и организаций. Эти особенности являются нововведениями комментируемого Закона - Закон 1998 г. о банкротстве подобных положений не содержал.
В пункте 1 статьи определены критерии, при условии соответствия которым юридические лица признаются для целей Закона стратегическими предприятиями и организациями. Указание на "иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом", включено в п. 1 статьи Законом 2007 г. N 13-ФЗ, в ч. 3 ст. 8 которого указано, что организации атомного энергопромышленного комплекса по решению Правительства РФ могут включаться в перечень стратегических предприятий и организаций, предусмотренный комментируемым Законом. В пункте 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <1> для целей названного Закона дано определение понятия "хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства": хозяйственное общество, созданное на территории РФ и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 названного Закона.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
Пункт 2 статьи наделяет Правительство РФ полномочием по утверждению перечня стратегических предприятий и организаций. В этом отношении необходимо отметить следующее:
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 684 "О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства" <1> устанавливалось, что стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 <2> в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании их банкротами и проведении процедур банкротства рассматриваются в качестве стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются правила, предусмотренные комментируемым параграфом;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4938.
<2> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.
позднее распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р утвержден Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации <1>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4288.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 592 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций" утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций, утверждаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 344) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4251; 2009. N 18 (ч. II). Ст. 2244.
В пункте 3 статьи определен признак банкротства стратегических предприятия или организации - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Как видно, данный срок вдвое превышает тот срок, который указан в общей норме п. 2 ст. 3 Закона, определяющей признаки банкротства юридического лица.
Пункт 4 статьи в качестве условия возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации предусматривает наличие требований, составляющих в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. Это в 5 раз больше той суммы требований, которая указана в общей норме п. 2 ст. 6 Закона, устанавливающей условия возбуждения производства по делу о банкротстве юридического лица.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 3314