Статья, определяя особенности использования средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, устанавливает, что эти средства не включаются в конкурсную массу и используются на строго определенные цели. Данное правило является ключевой особенностью банкротства НПФ, учитывающей предназначение указанных средств. Как предусмотрено в п. 1 ст. 14 Закона о НПФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ), НПФ формирует пенсионные резервы для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками и формирует пенсионные накопления для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.
Средства пенсионных накоплений НПФ согласно п. 1 статьи используются только на цели, предусмотренные положением подп. 1 п. 7 ст. 186.4 Закона, т.е. передаются в ПФР. Порядок передачи пенсионных накоплений в ПФР устанавливается Правительством РФ. Соответствующим актом является изданное на основании норм Закона о НПФ Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 55, которым утверждены Правила передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости.
Средства пенсионных резервов НПФ согласно п. 2 статьи используются только на цели, предусмотренные положениями подп. 2 и 3 п. 7 ст. 186.4 Закона, т.е. на выплату или перевод в другие НПФ выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями, а также на выплату пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ. Исключением является случай, установленный положением п. 3 ст. 186.7 Закона, т.е. когда сумма средств пенсионных резервов превышает размер требований кредиторов, которые в соответствии с указанной статьей подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов: в данном случае средства пенсионных резервов, оставшиеся после удовлетворения таких требований, подлежат включению в конкурсную массу.
В пункте 2 статьи также регламентировано осуществление выплаты выкупной суммы или ее передачи в соответствующий НПФ. Эта регламентация закреплена аналогично тому, как в п. 3 ст. 33 Закона о НПФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ) предусмотрено, что при ликвидации НПФ его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие НПФ по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника (их правопреемников).
В отношении наступивших обязательств НПФ по выплате пожизненной негосударственной пенсии п. 3 статьи устанавливает, что по ним выкупные суммы не выплачиваются. Согласно данному пункту указанные обязательства подлежат актуарному оцениванию в целом по всем договорам пенсионного страхования участников фонда, в отношении которых наступила обязанность фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии. Установлено, что на сумму таких обязательств подлежит формированию фонд из активов, составляющих пенсионные резервы НПФ, а также предусмотрено, что в случае определения по итогам актуарного оценивания актуарного дефицита он покрывается за счет средств, предусмотренных п. 4 статьи (в юридико-технических целях обозначается "выплатной фонд"). Порядок проведения актуарного оценивания деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению установлен Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 95.
В пункте 4 статьи предусмотрена возможность использования на цели, указанные в п. п. 1 - 3 статьи, средств объединенных гарантийных фондов, участником которых является НПФ, выплат по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед вкладчиками, участниками НПФ, и (или) выплат из обществ взаимного страхования, участником которых является фонд. Данное правило закреплено по аналогии с тем, как в п. 3 ст. 33 Закона о НПФ установлено, что в случае недостаточности пенсионных резервов на указанные в этом пункте цели (об этих целях говорилось выше) могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов, участником которых является НПФ, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств НПФ перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых является НПФ.
Пункт 5 статьи на случай, когда средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и иного предусмотренного данной статьей имущества недостаточно для исполнения указанных в данной статье обязанностей перед кредиторами НПФ, предусматривает, что оставшиеся неудовлетворенными требования данных кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном ст. 186.8 Закона, т.е. за счет конкурсной массы.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 2233