Статьи 184.1 - 184.11 Закона, определяющие особенности банкротства страховых организаций, введены Законом 2010 г. N 65-ФЗ, авторами проекта которого отмечалось, что ст. ст. 180 - 189 Закона, определявшие особенности банкротства финансовых организаций, имеют общий характер и не учитывают специфику деятельности каждого вида финансовых организаций. В то же время ст. ст. 183 - 186 предусматривали особенности банкротства страховых организаций.
Определение понятия страховой организации следует из нормы п. 1 ст. 6 Закона о страховом деле (в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ), согласно которой страховщики - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном названным Законом порядке.
Пункт 1 статьи определяет содержание отказа страховой организации в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренным положением подп. 1 п. 1 ст. 183.2 Закона:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом. Согласно п. 2 статьи указанная обязанность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам, состав и размер которых установлены вступившим в законную силу судебным актом, возникает с даты предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного на основании вступившего в законную силу судебного акта;
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам.
В пункте 3 статьи предусмотрены дополнительные (дополнительные по отношению к установленным в ст. 183.2 Закона основаниям для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации) основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации. Как говорилось выше, на основании ст. 183.1 Закона Приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 8н утвержден Порядок осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации. Согласно п. 2 названного Порядка страховая организация обязана принять необходимые и своевременные меры по восстановлению платежеспособности и предупреждению банкротства страховой организации при возникновении следующих оснований:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом;
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам;
3) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
4) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил;
5) неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления органом страхового надзора первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности;
6) неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления органом страхового надзора первого нарушения установленных органом страхового регулирования требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, и собственных средств страховой организации;
7) отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности, кроме случаев прекращения страховой деятельности по инициативе страховой организации на основании заявления об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности, а также при наличии оснований для обязательного назначения временной администрации;
8) приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности, кроме случаев приостановления действия лицензии, при которых назначение временной администрации является обязательным;
9) ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.
Пункт 4 статьи предусматривает участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, профессионального объединения страховщиков или иной организации, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат по данному виду страхования, в том числе вследствие проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности (в юридико-технических целях обозначается "профессиональное объединение"). При этом профессиональные объединения имеют права и несут обязанности, предусмотренные ст. ст. 183.1 - 183.26 Закона для СРО финансовых организаций. Согласно п. 4 статьи руководитель страховой организации обязан направить уведомление в соответствующее профессиональное объединение в течение семи рабочих дней с даты возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Нормы, касающиеся участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, профессионального объединения страховщиков, являются нововведениями Закона 2010 г. N 65-ФЗ. При этом не воспроизведено положение п. 1 ст. 183 Закона в прежней редакции (до внесения Законом 2010 г. N 65-ФЗ изменений), устанавливавшее, что при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в ст. 35 Закона, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.
В пункте 5 статьи предусмотрены дополнительные основания назначения контрольным органом временной администрации страховой организации. Контрольным органом в отношении страховых организаций согласно подп. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. N 326 "О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков" <1> и п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" <2>, является ФСФР России.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 18. Ст. 2652.
<2> СЗ РФ. 2011. N 36. Ст. 5148.
На основании статьи Приказом Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 13н утвержден Порядок принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями" <1> (далее - Порядок, утв. Приказом Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 13н).
--------------------------------
<1> РГ. 2011. 22 апреля. N 87.
Как предусмотрено в п. 6 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 13н, орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации в следующих случаях:
1) выявления органом страхового надзора следующих оснований для применения мер по предупреждению банкротства при отсутствии уведомления страховой организации органа страхового надзора об их наличии:
установление факта неоднократного отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. Под отказом страховой организации в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом и (или) договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом;
неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам;
2) в ходе и по результатам:
анализа плана восстановления платежеспособности страховой организации, рассмотрения итогового отчета по результатам реализации плана восстановления платежеспособности страховой организации в случае установления фактов его неисполнения или ненадлежащего исполнения;
выездной проверки деятельности страховой организации, проведенной в порядке, установленном комментируемым Законом, оформленной актом о результатах проверки деятельности страховой организации, а также при выявлении оснований для обязательного назначения временной администрации страховой организации до завершения проверки деятельности страховой организации органом страхового надзора;
3) отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности или приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности по следующим основаниям:
осуществление страховой организацией деятельности, запрещенной законодательством РФ, либо с нарушением условий выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности;
несоблюдение страховой организацией законодательства РФ, регулирующего страховую деятельность, в части формирования и размещения средств страховых резервов, размещения собственных средств, средств фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат;
несоблюдение страховой организацией требований к обеспечению нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации;
недостаточность денежных средств страховой организации для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей;
4) приостановления или ограничения действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования в связи с несоблюдением установленных требований финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации.
В соответствии с п. 7 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 13н, временная администрация в случае отзыва лицензии не назначается:
если страховая организация направила в орган страхового надзора письменное заявление об отказе от осуществления страховой деятельности и представила документы, подтверждающие:
а) исполнение обязательств, возникших из договоров страхования, договоров перестрахования, и осуществление страховых выплат по наступившим страховым случаям;
б) осуществление передачи обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) досрочное прекращение договоров страхования, договоров перестрахования;
если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения об отзыве лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 2675