В статье установлены основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации, а также предусмотрены последствия наступления указанных оснований. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 183.1 Закона), Приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 8н утвержден Порядок осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации. Названный Порядок включает раздел III "Случаи и порядок проведения органом страхового надзора выездной проверки деятельности страховой организации", в п. 13 которого предусмотрено, что по результатам анализа плана восстановления платежеспособности страховой организации орган страхового надзора принимает решение о проведении выездной проверки деятельности страховой организации в следующих случаях:
установления факта недостоверности сведений, включенных в план восстановления платежеспособности страховой организации, в том числе несоответствия между данными, содержащимися в плане восстановления платежеспособности страховой организации, и данными, содержащимися в отчетности страховой организации, представленными в порядке надзора;
наличия у страховой организации неисполненных предписаний, выданных в связи с несоблюдением требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных страховым законодательством;
необходимости получения дополнительной информации о деятельности страховой организации для оценки достаточности мер по предупреждению банкротства страховой организации, предусмотренных планом восстановления платежеспособности страховой организации, и реальности их исполнения.
Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации установлены в ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций, согласно которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ), если иное не предусмотрено названным Законом, меры по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ст. 3 названного Закона, осуществляются в случаях, когда кредитная организация:
не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о банкротстве кредитных организаций в случае установления оснований, предусмотренных ст. 4 названного Закона, Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению.
В пункте 2 указанной ст. 13 предусмотрено, что план мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать:
оценку финансового состояния кредитной организации;
указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;
меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;
меры по получению дополнительных доходов;
меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
меры по изменению организационной структуры кредитной организации;
срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.
Порядок регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, устанавливает также Инструкция Банка России от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" <1>.
--------------------------------
<1> ВБР. 2005. N 68.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 2130