Статья определяет форму и содержание поручительства - того способа обеспечения обязательств должника - градообразующей организации, о котором говорится в ст. ст. 171 и 172 Закона. Согласно нормам указанных статей предоставление такого поручительства является условием введения внешнего управления градообразующей организацией, а также условием продления финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации.
В пункте 1 статьи определено само понятие поручительства для целей Закона - это односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Данное положение отличается от положения ст. 361 части первой ГК РФ, определяющего понятие договора поручительства: по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В статье 6 БК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) дано определение понятия государственной или муниципальной гарантии (государственная гарантия России, государственная гарантия субъекта РФ, муниципальная гарантия): вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Россия, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Пункт 1 статьи предусматривает, что поручительство по обязательствам должника может быть дано Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием - т.е. только публично-правовыми образованиями - в лице их уполномоченных органов. При этом в отношении порядка и условий дачи поручительства сделана отсылка к федеральным законам. Соответствующим актом является прежде всего БК РФ, содержащий в том числе ст. 115 "Государственные и муниципальные гарантии", ст. 115.2 "Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий", ст. 116 "Предоставление государственных гарантий Российской Федерации", ст. 117 "Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий".
В пункте 2 статьи определены требования к форме поручительства и его содержанию. В этом отношении следует необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 115 БК РФ письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной; несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). Как установлено в п. 5 указанной статьи, в государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: наименование гаранта (Россия, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта; обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия; объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии; определение гарантийного случая; наименование принципала; безотзывность гарантии или условия ее отзыва; основания для выдачи гарантии; вступление в силу (дата выдачи) гарантии; срок действия гарантии; порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии; порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией; наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс); иные условия гарантии, а также сведения, определенные данным Кодексом, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
Пункт 3 статьи возлагает на должника и его поручителя обязанность приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством. На случай неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены указанным графиком, в п. 4 статьи предусмотрено право кредиторов и уполномоченных органов предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством, т.е. за рамками дела о банкротстве путем предъявления самостоятельного иска. В этом отношении следует напомнить, что согласно п. 3 ст. 171 Закона в случаях, если внешнее управление градообразующей организацией введено в порядке, предусмотренном указанной статьей, то поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
В пункте 5 статьи предусмотрено последствие нарушения поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третьей частью всех требований к должнику: при наступлении такого случая возникают основания для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника - градообразующей организации банкротом и открытия конкурсного производства.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 2207