Статья регламентирует процедуру завершения конкурсного производства. В рамках данной регламентации в п. 1 статьи предусмотрено два вида актов, принимаемых арбитражным судом после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства: определение о завершении конкурсного производства и определение о прекращении производства по делу о банкротстве (пункт 1 ст. 119 Закона 1998 г. о банкротстве указывал только на первое из названных определений). При этом предусмотрено, что определение о прекращении производства по делу о банкротстве выносится в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона. В случае вынесения такого определения решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению. В силу прямого указания в п. 1 статьи как определение о завершении конкурсного производства, так и определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
В пункте 2 статьи установлено, что арбитражный суд направляет определение о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, т.е. ФНС России заказным письмом с уведомлением о вручении. Указанное определение подлежит направлению по истечении 30, но не позднее 60 дней с даты его вынесения. Исходя из разъяснений, данных в п. 42 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60, до истечения приведенного 30-дневного срока арбитражный суд не вправе представлять это определение в названный орган.
Пункт 2 статьи изложен в новой редакции Законом 2010 г. N 227-ФЗ. В его прежней редакции устанавливалось, что указанное определение арбитражного суда в регистрирующий орган представляет конкурсный управляющий по истечении 30, но не позднее 60 дней с даты получения определения. До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения в данном пункте говорилось о 5-дневном сроке. Ранее же п. 2 ст. 119 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливал 10-дневный срок.
Соответственно, п. 2 статьи в п. 2 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Закона 2011 г. N 169-ФЗ) установлено, что государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
В соответствии с п. 3 статьи определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. Точно такое же правило ранее содержалось в п. 3 ст. 119 Закона 1998 г. о банкротстве, но этим указанный пункт и ограничивался. В пункте же 3 комментируемой статьи закреплено положение, устанавливающее, что соответствующая запись должна быть внесена в ЕГРЮЛ не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Кроме того, введено положение о том, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.
Законом 2008 г. N 296-ФЗ в п. 3 статьи введено положение, согласно которому обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. Как разъяснено в п. 42 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60, приостановление происходит непосредственно в силу прямого указания Закона и не требует заявления ходатайства об этом; на такое приостановление суд указывает в определении о принятии жалобы на определение о завершении конкурсного производства, которое он также направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Согласно разъяснению, данному в п. 9 Постановления Пленума ВАС России от 17 декабря 2009 г. N 91, обжалование определения о завершении конкурсного производства только в части распределения расходов по делу о банкротстве не приостанавливает в силу абз. 4 п. 3 статьи исполнение этого определения в части внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
В свою очередь, упоминавшимся выше Законом 2010 г. N 227-ФЗ п. 3 статьи дополнен положениями, подлежащими применению в случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства: арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения; в том же порядке направляется и судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения указанной жалобы. Соответственно данным положениям в п. 2 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Закона 2010 г. N 227-ФЗ) предусмотрено, что в случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
В пункте 4 статьи определено, что с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным. Ранее подобное правило в п. 4 ст. 119 Закона 1998 г. о банкротстве формулировалось более содержательно: с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Рассматриваемое положение согласуется с нормой п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ), определяющей, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Там же установлено, что регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Как разъяснено в п. 48 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ; с момента внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб; кредиторы и иные лица вправе обратиться с иском к арбитражному управляющему, если его неправомерными действиями им причинены убытки.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС России от 17 декабря 2009 г. N 91 арбитражным судам предписано иметь в виду, что внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника не препятствует рассмотрению апелляционной или кассационной жалобы на определение о завершении конкурсного производства в части распределения расходов по делу о банкротстве, а также заявления о пересмотре в порядке надзора этого определения в соответствующей части.
Глава VIII. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 8451