СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 137 закона о банкротстве. Судебная практика: Требования кредиторов третьей очереди

Статья регламентирует удовлетворение требований кредиторов третьей очереди, т.е. других кредиторов, в том числе кредиторов по нетто-обязательствам, нежели требования которых подлежат удовлетворению в первую и вторую очереди. Ранее соответствующее регулирование содержалось в ст. 110 "Требования по обязательным платежам" и ст. 111 "Требования кредиторов пятой очереди" Закона 1998 г. о банкротстве.

В соответствии с п. 1 статьи при определении размера требований кредиторов третьей очереди должны учитываться требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. В связи с этим следует напомнить, что согласно определению, данному в ст. 2 Закона, конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Уполномоченными органами является ФНС России, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований.

Норма п. 1 статьи закреплена вместо следующих положений Закона 1998 г. о банкротстве:

при определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 110);

при определении размера требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам, за исключением требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, и требований учредителей (участников) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия (п. 1 ст. 111).

Пункт 2 на случай, когда должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, предусмотрено внеочередное погашение требований, не погашенных до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ранее подобная норма была сформулирована в п. 2 ст. 110 Закона 1998 г. о банкротстве следующим образом: если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.

В пункте 3 статьи установлено, что требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, подлежат учету отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Прежде такое регулирование было закреплено в п. 2 ст. 111 Закона 1998 г. о банкротстве.

Как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58, в очередности, предусмотренной нормой п. 3 статьи, подлежат удовлетворению также указанные в этой норме виды требований, возникшие в связи с неисполнением обеспеченного залогом обязательства; однако расходы на обращение взыскания на заложенное имущество, понесенные ранее возбуждения дела о банкротстве, приравниваются по своей природе к основной задолженности, обеспеченной залогом.

В пункте 11 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 63 при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам предписано принимать во внимание следующее: требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств; требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами; по смыслу п. 3 комментируемой статьи эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов; эти требования в силу п. 3 ст. 12 Закона не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов.

Также следует упомянуть о следующих разъяснениях, данных в п. 30 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25: в силу п. 3 комментируемой статьи требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов; при применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что комментируемый Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов; соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 комментируемой статьи.

Пункт 4 статьи, определяя особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, отсылает к ст. 138 Закона. Ранее Закон 1998 г. о банкротстве также содержал самостоятельную статью, посвященную требованиям кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (ст. 109), но эта статья позиционировалась как статья, регламентирующая удовлетворение требований кредиторов третьей очереди.

В пункте 5 статьи в рамках установления особенностей определения размера требований кредиторов, возникающих из финансовых договоров, сделана отсылка к ст. 4.1 Закона. Речь идет о договорах, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), которое соответствует примерным условиям договоров, предусмотренным ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и (или) правилам организованных торгов, и (или) правилам клиринга. Как п. 5 статьи, так и ст. 4.1 Закона включены Законом 2011 г. N 8-ФЗ в связи с введением Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности".




.


Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247