В соответствии с положениями статьи определяется судьба имущества должника, не включаемого в конкурсную массу. Открывает данную статью норма, возлагающая на конкурсного управляющего обязанность при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества. Точно такая же норма ранее была закреплена в п. 1 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве. Как следует из нормы п. 2 ст. 129 части первой ГК РФ, объектами, изъятыми из оборота, являются те объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается. Согласно указанной норме виды таких объектов гражданских прав должны быть прямо указаны в законе.
Пункт 2 статьи устанавливает обязанность собственника имущества, изъятого из оборота, принять от конкурсного управляющего это имущество или закрепить его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего. Ранее в п. 2 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве была предусмотрена такая же обязанность, но для ее исполнения отводился месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
В пункте 3 статьи на случай неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, указанной обязанности предусмотрено, что по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества (пункт 3 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве указывал, соответственно, на истечение месячного срока). При этом указано, что данной статьей предусмотрены изъятия из этого правила.
Положения п. 4 статьи определяют особенности продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством РФ должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Эти положения претерпели целый ряд изменений, которые внесены Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В первоначальной редакции пункта говорилось об особенностях продажи дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения. В свою очередь, положения об особенностях продажи указанных социально значимых объектов являлись нововведениями комментируемого Закона, поскольку в Законе 1998 г. о банкротстве шла речь о возмездной или безвозмездной передаче жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона (см. ниже).
В соответствии с п. 4 статьи перечисленные объекты подлежат продаже в порядке, установленном ст. 110 Закона, т.е. в том же порядке, который предусмотрен для продажи предприятия должника в рамках внешнего управления. Оценка указанных объектов осуществляется в порядке, установленном ст. 130 Закона. Начальная цена продажи указанных объектов устанавливается на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке их рыночной стоимости в порядке, установленном комментируемым Законом.
Пункт 4 статьи также определяет такие обязательные условия конкурса по продаже указанных объектов, как обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ обязательств.
С учетом данных норм в Постановлении Президиума ВАС России от 19 июля 2011 г. N 4104/11 изложена правовая позиция, согласно которой применительно к социально значимым объектам комментируемым Законом защищены публичные интересы, имеющие приоритет над интересами конкурсных кредиторов свободно распоряжаться имуществом несостоятельного должника; это означает, что в целях удовлетворения требований кредиторов за счет конкурсной массы должника социально значимые объекты должны быть реализованы исключительно путем проведения торгов в форме конкурса.
В отношении продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ в п. 4 статьи предусмотрена необходимость соблюдения требований, установленных п. 4 ст. 110 Закона, т.е. обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателей по соблюдению установленных в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1> ограничений права пользования данным объектом культурного наследия, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению доступа к данному объекту культурного наследия, сохранению его облика и интерьера (если интерьер относится к предмету охраны), выполнение в отношении данного объекта требований охранного документа, соблюдение особого режима использования земель в границах охранной зоны данного объекта культурного наследия и заключение договора о выполнении указанных требований.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
Также предусмотрено, что договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, установленным законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества. Речь идет о нормах ст. 29 "Особенности приватизации объектов культурного наследия" Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <1>, а также изданного на основании указанной статьи Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. N 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
<2> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5086.
На случай продажи объектов коммунальной инфраструктуры в п. 4 статьи определены такие обязательные условия конкурса, как обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
Наряду с прочими положениями п. 4 статьи определен порядок исполнения условий конкурса, а также предусмотрены последствия их невыполнения: после проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса; в случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления; в случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
В пункте 5 статьи предусмотрено, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Об этом конкурсный управляющий обязан уведомить указанные органы. В отношении жилищного фонда социального использования установлено, что он подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, т.е. России, соответствующему субъекту РФ или соответствующему муниципальному образованию.
Подобное регулирование ранее содержалось в п. 4 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве, но при этом непосредственно указывалось, что речь идет о жилищном фонде социального использования, детских дошкольных учреждениях и объектах коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона. Кроме того, прямо устанавливалось, что обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
Следует упомянуть, что Постановлением КС России от 16 мая 2000 г. N 8-П <1> были признаны не противоречащими Конституции РФ положения п. 4 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве в той части, в какой они предусматривают передачу муниципальным образованиям жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона, для обеспечения их использования в соответствии с целевым назначением. Этим же Постановлением были признаны не соответствующими Конституции РФ положения указанного пункта в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускают судебной проверки такой передачи по существу.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2258.
Пункт 6 статьи определяет порядок передачи социально значимых объектов, указанных в п. 5 статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования: передача осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (указание на определение арбитражного суда введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ). В пункте 39 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 при применении данной нормы арбитражным судам предписано учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием (собственником жилищного фонда) или при отказе последних принять упомянутое имущество; в отсутствие же таких разногласий для его передачи определение суда не требуется.
Следует упомянуть, что в первоначальной редакции п. 6 статьи содержалось регулирование, касающееся цены передачи и расчетов за переданное имущество. Так, устанавливалось следующее: передача объектов осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной; источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты; средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу. Эти положения исключены Законом 2004 г. N 122-ФЗ, который изложил п. 6 статьи в новой редакции.
В пункте 7 статьи указано на возможность привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, не исполняющих положений п. п. 5 и 6 статьи (указание на должностных лиц органов государственной власти введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ). В отношении ответственности сделана отсылка к федеральному закону. Подобное регулирование содержалось в п. 6 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве, в котором прямо указывалось на административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Однако о наличии конкретных норм КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за соответствующие деяния, говорить не приходится.
Положениями п. п. 8 - 11 статьи был определен механизм урегулирования разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, в том числе путем рассмотрения таких разногласий арбитражным судом. Эти положения признаны утратившими силу Законом 2004 г. N 122-ФЗ, направленным на введение в действие нормативной и финансовой основы для формирования и развития новой системы государственного устройства и управления в России.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 8145