В статье регламентировано осуществление оценки имущества должника. Ранее соответствующая регламентация в п. 1 ст. 102 Закона 1998 г. о банкротстве сводилась к тому, что для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Пункт 2 указанной статьи предусматривал, что в случае, если имуществом должника, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Подобным образом п. 1 статьи предусматривает, что арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Предписания арбитражным судам, которые необходимо учитывать при рассмотрении споров, связанных с оплатой услуг таких привлекаемых лиц, даны в п. 1 Постановления Пленума ВАС России от 17 декабря 2009 г. N 91. Наряду с прочим предписано учитывать следующее: привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в п. 2 ст. 20.7, положений п. п. 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг; указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей; они не распространяются на оплату труда лиц, находящихся в штате должника. При этом судам предписано учитывать, что сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускаются лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Согласно п. 1 статьи оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов. Требования к независимости оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, установлены в ст. 16 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
В пункте 1 статьи также предусмотрено право собрания кредиторов или комитета кредиторов определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате услуг оценщиков по проведению оценки предприятия должника, иного имущества должника с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.
Пункт 2 статьи устанавливает необходимость направления внешним управляющим, конкурсным управляющим отчета оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (в юридико-технических целях обозначается "отчет об оценке"), более 25% процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на подготовку заключений по отчетам оценщиков (в юридико-технических целях обозначается "орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков"). Указанным федеральным органом в соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (в ред. Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 385) <1>, является Росимущество.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; 2009. N 19. Ст. 2342.
В первоначальной редакции статьи в рамках подобной регламентации устанавливалось, что имущество должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.
В пункте 3 статьи, содержащем нововведения Закона 2008 г. N 296-ФЗ, предусмотрено право органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, в течение 30 дней со дня получения отчета об оценке направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. На случай получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения предусмотрено, что собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
На основании данного пункта издан Приказ Минэкономразвития России от 7 мая 2010 г. N 166, которым утверждено Положение о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности <1>.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2010. N 28.
Положения п. 4 статьи, являющиеся нововведениями Закона 2008 г. N 296-ФЗ, определяют последствия вынесения органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков, отрицательного заключения, содержащего обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке (в юридико-технических целях обозначается "несоответствие отчета об оценке требованиям к данному отчету").
В пункте 5 статьи указано на возможность проведения оценки движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем 100 тыс. руб., без привлечения оценщика. Данная возможность реализуется на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Пункт 6 статьи предусматривает право учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов обжаловать результаты оценки имущества должника, отсылая при этом к порядку, установленному федеральным законом. Это означает необходимость обращения к ст. 13 "Оспоримость сведений, содержащихся в отчете" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно ч. 1 которой в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. В соответствии с ч. 2 указанной статьи суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством РФ.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразия рассмотрения дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком, информационным письмом Президиума ВАС России от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" <1> направлены соответствующие рекомендации.
--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 2005. N 7.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 4616