В статье определены полномочия конкурсного управляющего. Открывает данную статью норма, согласно которой с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым Законом.
Данная норма значительно детализирована по сравнению с нормой п. 1 ст. 101 Закона 1998 г. о банкротстве, предусматривавшей, что с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. В то же время в комментируемой статье не воспроизведены следующие положения п. 2 ст. 101 Закона 1998 г. о банкротстве: в случае если решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается по окончании наблюдения, с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются; органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59, открытие конкурсного производства, несмотря на снятие в связи с этим арестов и иных ограничений, препятствует переходу прав на имущество должника по основаниям, возникшим ранее даты признания должника банкротом, без содействия конкурсного управляющего. В частности, в том случае, когда по причине ранее наложенного ареста была приостановлена государственная регистрация перехода права собственности должника на недвижимое имущество к иному лицу, принятие судом решения о признании должника банкротом само по себе не влечет возобновления процедуры государственной регистрации, начатой до наложения ареста. Поскольку с открытием конкурсного производства полномочия руководителя организации-должника переходят к конкурсному управляющему, основанием для продолжения процедуры государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество после снятия ареста может служить соответствующее заявление конкурсного управляющего.
Положения п. 2 статьи устанавливают обязанности конкурсного управляющего, а положения п. 3 статьи предусматривают его права. В этом отношении следует отметить, что ранее в п. 3 ст. 101 Закона 1998 г. о банкротстве вместо прав и обязанностей предусматривались функции, осуществляемые конкурсным управляющим с момента своего назначения. В частности, указывалось, что он осуществляет следующие функции:
принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;
анализирует финансовое состояние должника;
предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством РФ;
уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством РФ о труде;
заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
заявляет в порядке, установленном ст. 77 Закона, отказ от исполнения договоров должника;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
принимает иные меры, установленные названным Законом.
Наряду с этим в п. 4 ст. 101 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий предъявляет иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершает иные действия, предусмотренные законами и иными правовыми актами РФ, направленные на возврат имущества должника. Практически в таком же виде было сформулировано соответствующее право конкурсного управляющего в первоначальной редакции п. 3 комментируемой статьи. Последующие изменения внесены Законом 2009 г. N 73-ФЗ, которым введена глава III.1 "Оспаривание сделок должника" Закона. Этим же Законом 2009 г. N 73-ФЗ признан утратившим силу п. 4 комментируемой статьи, в котором был определен порядок предъявления конкурсным управляющим иска о признании сделки недействительной или применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, предусмотренных ст. 103 Закона.
Пункт 5 статьи предусматривает полномочие конкурсного управляющего при наличии оснований, установленных федеральным законом, предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника (до внесения Законом 2009 г. N 73-ФЗ изменения указывалось на ответственность в связи с доведением его до банкротства; в таком виде положение содержалось и в п. 5 ст. 101 Закона 1998 г. о банкротстве). Такая ответственность предусмотрена, в частности, в нормах ст. 10 Закона.
Согласно разъяснениям, данным в п. 7 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, иски конкурсных управляющих о привлечении этих лиц к ответственности рассматриваются судами по установленной процессуальным законодательством подведомственности; предъявление такого иска может служить основанием для отложения рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства (ст. ст. 147, 149 Закона); в тех случаях, когда указанные лица не были привлечены к субсидиарной ответственности в таком порядке, соответствующие исковые требования могут быть предъявлены к ним каждым кредитором или уполномоченным органом (п. 3 ст. 56 части первой ГК РФ).
В пункте 5 статьи также содержалось положение, в соответствии с которым определялся размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с этим пунктом. Данное положение исключено упомянутым выше Законом 2009 г. N 73-ФЗ.
Пункт 6 статьи, введенный Законом 2008 г. N 296-ФЗ, регламентирует прекращение хозяйственной деятельности должника. В частности, предусмотрено право собрания кредиторов принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника, но при этом установлено условие, при выполнении которого может быть принято это решение: такое прекращение не должно повлечь техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (в юридико-технических целях обозначаются "социально значимые объекты"), необходимых для жизнеобеспечения граждан.
В пункте 6 статьи также закреплена обязанность конкурсного управляющего прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 14175