В статье регламентировано утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего. Прежде всего п. 1 статьи устанавливает случаи обязательного рассмотрения арбитражным судом отчета внешнего управляющего: это все случаи, за исключением одного - когда отчет внешнего управляющего рассматривался собранием кредиторов по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов, и собрание кредиторов по результатам рассмотрения такого отчета не приняло ни одного из решений, предусмотренных п. 3 ст. 118 Закона. Статья 92 Закона 1998 г. о банкротстве, ранее регламентировавшая утверждение отчета внешнего управляющего арбитражным судом, на такое исключение не указывала, т.е. подразумевалось, что отчет внешнего управляющего во всех случаях подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Пункт 2 статьи определяет порядок представления арбитражному суду отчета внешнего управляющего в тех случаях, когда в соответствии с комментируемым Законом отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению собранием кредиторов. Исходя из положений п. п. 1 и 2 ст. 117 Закона речь идет о всех случаях составления отчета внешнего управляющего, за исключением случая, когда в ходе внешнего управления удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов. Частным случаем такого исключения является направление в соответствии с п. 2 ст. 116 Закона отчета внешнего управляющего в арбитражный суд без рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов при исполнении обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.
В соответствии с п. 2 статьи рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов подлежат направлению в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. При этом установлено, что к отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании. Такие же правила ранее предусматривались в п. 1 ст. 92 Закона 1998 г. о банкротстве.
В пункте 3 статьи определен срок рассмотрения арбитражным судом отчета внешнего управляющего и жалоб на его действия при их наличии: отчет и жалобы должны быть рассмотрены не позднее чем через месяц с даты получения арбитражным судом отчета внешнего управляющего. Статья 92 Закона 1998 г. о банкротстве этот срок не регламентировала, в то же время в ее п. 2 устанавливалось, что о времени и месте заседания арбитражного суда, в котором рассматриваются отчет внешнего управляющего и жалобы кредиторов, должны быть извещены внешний управляющий и кредиторы, подавшие жалобы. Это правило в комментируемой статье подразумевается.
Положения п. 4 статьи определяют перечень случаев, когда отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом:
удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов. Следует подчеркнуть, что речь идет об удовлетворении требований кредиторов в соответствии с комментируемым Законом;
собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. При этом по не вполне понятной причине ничего не говорится об упоминаемом в п. 1 ст. 121 Закона определении арбитражного суда о начале расчетов с кредиторами определенной очереди;
между кредиторами и должником заключено мировое соглашение. Согласно п. 5 статьи при этом не должно иметься обстоятельств, препятствующих утверждению мирового соглашения;
собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления, за исключением случаев, установленных комментируемым Законом. Указанные исключения - это случаи, когда общий срок внешнего управления не будет превышать максимально допустимый в соответствии с комментируемым Законом срок внешнего управления.
В свою очередь, в положениях п. 5 статьи определен перечень случаев, когда арбитражный суд обязан отказать в утверждении отчета внешнего управляющего:
требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены. С учетом п. 4 статьи речь идет в том числе и о случаях, когда удовлетворение требований кредиторов осуществлено с нарушением комментируемого Закона;
отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника. Согласно п. 1 ст. 106 Закона платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона;
имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения. Основания для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения предусмотрены в ст. 160 Закона.
Ранее в положениях п. п. 3 и 4 ст. 92 Закона 1998 г. о банкротстве случаи утверждения и отказа в утверждении отчета внешнего управляющего регламентировались менее детально. В частности, предусматривалось следующее:
если собрание кредиторов приняло решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (п. 3);
если арбитражным судом будут установлены обоснованность жалоб кредиторов или отсутствие признаков восстановления платежеспособности должника, арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего (п. 4).
В пункте 6 статьи предусмотрены виды определений, выносимых арбитражным судом по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего:
о прекращении производства по делу о банкротстве - в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
о переходе к расчетам с кредиторами (при этом необходимо иметь в виду, что в п. 1 ст. 121 Закона упоминается определение о начале расчетов с кредиторами определенной очереди) - в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
о продлении срока внешнего управления - в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего - в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, определенные п. 5 статьи и препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.
Прежде в п. 5 ст. 92 Закона 1998 г. о банкротстве предусматривалось лишь то, что об утверждении отчета внешнего управляющего, либо об отказе в утверждении указанного отчета, либо о продлении внешнего управления, либо об утверждении мирового соглашения выносится определение. При этом указывалось на возможность обжалования любого из этих определений.
Пункт 7 статьи предусматривает, что арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях: при наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего; в случае непредставления отчета внешнего управляющего в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления. Такая же норма ранее содержалась в п. 6 ст. 92 Закона 1998 г. о банкротстве.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 2236