В статье регламентировано осуществление такой меры по восстановлению платежеспособности должника, как замещение активов должника. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 109 Закона), что Закон 1998 г. о банкротстве такую меру по восстановлению платежеспособности должника не предусматривал.
Пункт 1 статьи определяет содержание рассматриваемой меры по восстановлению платежеспособности должника: замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ; в случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. При этом предусмотрено, что состав предприятия определяется в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 110 Закона, т.е. в том же порядке, что и в рамках осуществления такой меры по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия должника.
В пункте 2 статьи предусмотрено, что замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения того органа управления должника, который уполномочен в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВАС России от 30 апреля 2009 г. N 32, в данном случае нормы законодательства о юридических лицах подлежат применению лишь для цели определения соответствующего органа управления должника, компетентного на принятие указанных решений.
Пункт 2 статьи также устанавливает еще одно условие включения в план внешнего управления возможности замещения активов должника - за принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. В этом отношении следует отметить, что Определением КС России от 16 апреля 2009 г. N 456-О-О <1> отказано в принятии к рассмотрению жалобы, в которой утверждалось, что данное положение позволяет включать замещение активов должника в план внешнего управления даже в тех случаях, когда в уставный капитал создаваемых при этом акционерных обществ не вносится имущество, обремененное залогом по обязательствам перед конкурсными кредиторами, требования по которым включены в реестр требований кредиторов.
--------------------------------
<1> СПС.
В пункте 3 статьи указано на возможность предусмотреть в плане внешнего управления создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. При этом предусмотрено, что состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, должен определяться планом внешнего управления.
Пункт 3.1 статьи непосредственно устанавливает, что при замещении активов должника единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ является должник. Кроме того, в данном пункте установлен запрет участия иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. Этот пункт введен Законом 2008 г. N 296-ФЗ. Ранее же изложенные правила содержались в разъяснениях, данных в п. 44 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29: при рассмотрении арбитражными судами вопросов, связанных с замещением активов должника, следует учитывать, что в соответствии с комментируемой статьей оплата уставного капитала создаваемого одного или нескольких открытых акционерных обществ при замещении активов осуществляется за счет имущества должника, поэтому у таких акционерных обществ при их учреждении единственным акционером является должник; создание акционерных обществ при замещении активов должника совместно с третьими лицами (соучредителями) в данном случае не допускается.
Законом 2008 г. N 296-ФЗ также включен п. 3.2 статьи, предусматривающий, что величина уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ определяется в порядке, установленном комментируемым Законом, решением собрания кредиторов или комитета кредиторов, на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ. При этом подлежит применению тот порядок оценки имущества должника, который установлен в ст. 130 Закона.
Положения п. 4 статьи предусматривают преемственность для вновь создаваемого открытого акционерного общества (открытых акционерных обществ) трудовых договоров, действующих на дату принятия решения о замещении активов должника, а также документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. Данный пункт согласуется с нормами ст. 75 ТрК РФ, регламентирующими трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, а также с нормами ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, определяющими порядок переоформления лицензии.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.
В положениях п. 5 статьи говорится об акциях созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ: такие акции подлежат включению в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах (при этом указано на то, что данной статьей может быть установлено иное; такое изъятие содержится в п. 6 статьи); продажа таких акций должна обеспечить накопление денежных средств для восстановления платежеспособности должника, т.е. должна быть достигнута цель применения рассматриваемой меры по восстановлению платежеспособности должника.
Пункт 6 статьи в части порядка продажи на открытых торгах акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ отсылает к ст. 110 Закона, т.е. к порядку продажи предприятия должника. В пункте 6 статьи также указано на возможность предусмотреть в плане внешнего управления необходимость продажи таких акций на организованном рынке ценных бумаг. О ценных бумагах, допущенных к торгам организатора торговли на рынке ценных бумаг (к организованным торгам), и о таких торгах см. комментарий к ст. 185.7 Закона.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 3640