Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уже функционирует ряд специальных учреждений для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и для лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы (ст. 126 УИК РФ).
Одной из наиболее актуальных задач является более углубленная дифференциация условий содержания осужденных в зависимости от степени их социально-нравственной запущенности (деградации), поведения в период отбывания наказания, в том числе состояния здоровья.
Статья 9 Декларации о правах инвалидов 1975 г. указывает, что "если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то сфера и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни" <275>. Аналогичная норма стандарта предлагается Декларацией в отношении умственно отсталых лиц <276>.
<275> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. М., 1989. С. 478 - 480.
<276> См.: Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. М., 1989. С. 461 - 462.
В указанных международно-правовых документах отсутствуют прямые рекомендации о создании для инвалидов и лиц с умственными недостатками специальных тюрем. Однако тюрьмы такого профиля с лечебным режимом имеются в Англии, Франции, ФРГ, Японии.
В России таких специальных колоний пока нет (за исключением туберкулезных больниц). Строительство учреждений подобного типа в России на ближайшее время не планируется, хотя необходимость в таких местах заключения имеется.
Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы ставит конкретные и реально достижимые в перспективе задачи, такие, как:
создание в каждом регионе (субъекте РФ) системы учреждений, исполняющих наказания, обеспечивающих исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления; преобразование предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания, в государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия). Перед пенитенциарной системой России стоят и иные проблемы:
в соответствии с международными нормами содержать раздельно впервые и повторно осужденных за насильственные преступления, положительно характеризующихся и злостно нарушающих режим;
постоянно дифференцировать режим отбывания наказания;
3) поэтапно изменять условия содержания осужденных в зависимости от их поведения, вплоть до проживания лиц, вставших на путь исправления, вне колонии для их подготовки к социальной реабилитации.
Актуальной является проблема создания центров классификации осужденных по примеру Англии, ФРГ, Японии. Главной целью любой классификации осужденных является обеспечение их безопасности, а также обеспечение микросоциальных условий содержания осужденных (индивидуальное питание, отдельные камеры, материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание и пр.).
Стандартные минимальные правила ООН рекомендуют, чтобы каждый осужденный имел отдельную камеру или комнату (п. 1 ст. 9).
Преимущество одиночного тюремного содержания заключенных, как представляется, является более предпочтительным, ибо оно позволяет:
более глубоко изучить личность правонарушителя и пресечь всякие недозволенные связи исправляемого с другими категориями преступных элементов;
предупредить в местах лишения свободы массовые беспорядки, погромы, поджоги и иные бесчинства, влияние неформальной субкультуры или так называемых лидеров отрицательной направленности;
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2600