Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Эффективная реализация международно-правовых стандартов зависит от степени соответствия международных норм национальному законодательству России, а также практики деятельности ее пенитенциарной системы, которая с позиций международных рекомендаций нуждается в дальнейшем совершенствовании <273>. Поэтому внедрение тех или иных стандартов не следует рассматривать как одноименный либо разовый акт.
<273> См.: Шмаров И.В. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашений о защите прав человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными // Советское гос-во и право. 1990. N II. С. 39 - 47.
Перед правотворческими органами РФ и ее пенитенциарной системой в соответствии с Заключением N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 г. были поставлены конкретные задачи:
1) передать управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Министерства юстиции;
подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года Конвенцию, касающуюся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров (п. "ii");
в соответствии с Рекомендацией R (87) 3 о единых европейских пенитенциарных правилах улучшить условия содержания заключенных, в частности безотлагательно улучшить по сути нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах (п. "ix");
продолжать проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Комитета министров Совета Европы (п. "xx") <274> и т.д.
<274> См.: Революция (96) 2. Приглашение РФ стать членом Совета Европы (принята Комитетом министров 8 февр. 1996 г. на 557-м заседании на уровне постоянных представителей). Страсбург: Совет Европы, Комитет министров. 40 с.
Данные требования Комитета министров Совета Европы к России связаны с тем, что в большинстве зарубежных государств смертная казнь отменена и там функционируют специальные тюрьмы, где заключенные отбывают пожизненное заключение; управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний входит в компетенцию Министерства юстиции; исполнение лишения свободы осуществляется в соответствии с Положением о европейских тюрьмах 1987 г., которое, по сути, является пересмотренным и дополненным вариантом Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Для того, чтобы решить данные проблемы в России в полном объеме, предъявленные к ней Советом Европы, и особенно вопросы, связанные с комплексом дифференцированных материально-бытовых условий содержания осужденных в местах лишения свободы, обеспечением правонарушителей оплачиваемым трудом, решения сложнейших в финансовом отношении вопросов социально-реабилитационной помощи освобожденным, по-видимому, потребуется более или менее длительный период времени.
В данном направлении многое уже сделано. В частности, подписан Указ Президента РФ 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ", в п. 1 которого говорится: "Осуществить поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ, предусмотрев ее передачу в ведение Министерства юстиции РФ". Принят Указ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В настоящее время в связи с жесткой позицией Совета Европы Россия взяла на себя обязательство отменить высшую меру наказания, а с момента вхождения в Совет Европы ею установлен мораторий на исполнение приговоров о смертной казни.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1905