Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<267> См.: Права человека: Сб. универсал. и рег. междунар. док. / Сост. Л.Н. Шестакова. М., 1990. С. 85 - 118.
<268> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. М., 1993. Вып. 2. С. 157 - 181.
<269> См.: Там же. С. 225 - 241.
<270> См.: Пенитенциарные системы зарубежных стран: Учеб.-практ. пособие / Сост. В.И. Гужий, М.П. Мелентьев. Киев, 1993. С. 99 - 100.
Лица, подвергавшиеся пыткам, согласно ст. 14 Конвенции имеют право:
- на справедливую и адекватную компенсацию;
- на материальные средства для возможно полной реабилитации;
- в случае смерти жертвы соответствующие компенсационные выплаты предоставляются иждивенцам погибшего.
Что же касается механизма реализации рассматриваемой Конвенции, то ее правоприменителем выступает специально созданный Комитет против пыток, действующий под руководством Генерального секретаря ООН. Комитет состоит из десяти экспертов и избирается сроком на 4 года. При этом государства-участники берут на себя покрытие расходов по содержанию Комитета.
Если Комитет получает информацию, что в каком-то государстве применяются пытки, то Конвенция допускает возможность проведения международного расследования. Соответствующее расследование предполагает посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток для выявления требуемых обстоятельств. По итогам работы Комитет представляет доклад государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН (ст. 24).
С позиций отраслевой принадлежности Конвенция является источником международного права, однако она имеет прямое отношение к деятельности мест лишения свободы. Статья 10 Конвенции указывает, что ее положения должны войти в программы подготовки персонала мест заключения и других лиц, которые могут иметь отношение к вопросу о содержании осужденных в местах лишения свободы.
С учетом меняющейся обстановки юридическое содержание Конвенции может быть изменено. Для этого каждое государство - участник Конвенции имеет право предложить свою поправку, которая, в свою очередь, либо принимается, либо отклоняется. Генеральный секретарь ООН в случае изменения или дополнения содержания Конвенции направляет заверенные экземпляры в новой редакции всем государствам-участникам, ратифицировавшим данный международно-правовой стандарт.
Проблематике сокращения лишения свободы как наиболее строгого вида наказания, другим альтернативным мерам уголовно-правового воздействия посвящены Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, которые были приняты восьмым Конгрессом ООН 14 декабря 1990 г. <271>.
<271> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы: Вып. 2. М., 1993. С. 518 - 529.
Правила были сформулированы Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио, поэтому еще и называются Токийскими правилами. Данный международно-правовой документ распространяется на всю сферу уголовной юстиции, включает в себя свод принципов, направленных на сокращение наказания в виде лишения свободы. Токийские правила имеют рекомендательный характер и предлагают по возможности избегать предварительное заключение под стражу, ибо данная мера пресечения является крайней мерой процессуального принуждения.
Правила содержат ряд конкретных предложений, которые рекомендуется выносить судом по замене тюремного заключения.
Токийские правила предусматривают рекомендации, которыми может воспользоваться суд, но уже после вынесения приговора. В частности, суд может установить в отношении осужденного следующие санкции: отпуск и помещение в исправительные учреждения полутюремного типа; освобождение в связи с работой или учебой; различные формы освобождения под честное слово; сокращение срока; помилование (п. 9.2 Правил).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2928