Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Международное сообщество уделяет значительное внимание запрещению пыток <265>. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 5), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 10) говорится, что никто не должен подвергаться пыткам, жестокому обращению, наказанию, которое унижает достоинство человека.
<265> См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 329.
В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <266>. Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и на территории бывшего СССР 26 июня 1987 г. вступила в обязательную силу. Поскольку Россия является преемником СССР, указанный документ автоматически действует на всей территории РФ. Она содержит 33 статьи.
<266> См.: Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М.: Изд-во юрид. лит., 1990. С. 5 - 125.
Конвенция устанавливает, что все государства, ратифицировавшие данный документ, обязаны рассматривать пытки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. При этом ст. 2 Конвенции запрещает оправдание пыток в связи с военными действиями, политической нестабильностью, чрезвычайным положением, с иными исключительными обстоятельствами, а также ссылками на "приказ вышестоящего начальника или государственной власти".
В соответствии со ст. 7 Конвенции любому лицу, в отношении которого осуществляется разбирательство в связи с любым преступлением, гарантируется справедливое обращение. Это одно из основополагающих положений Конвенции. Поэтому ни одно государство не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что тому или иному гражданину может угрожать применение пыток (ст. 15).
Пытки как средство воздействия не могут применяться и к подсудимым на всех уровнях судебного разбирательства, а также в период содержания обвиняемого (подозреваемого) в местах предварительного заключения. Любая информация, установленная под пыткой, не может использоваться в качестве доказательства. Важно отметить, что данный стандарт в полной мере относится и к осужденным, отбывающим уголовные наказания. В ч. 1 ст. 3 УИК РФ специально выделяется положение о том, что "уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жесткого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными".
Итак, понятие "пытка" означает любое действие государственного должностного лица, которым умышленно причиняется сильная боль либо страдание (физическое, нравственное) тому или иному гражданину в целях получения тех или иных сведений, в том числе и при исполнении уголовного наказания. В данное определение не включается причиняемая боль либо страдания, которые возникают в результате законных санкций. Такие региональные документы в области прав человека, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) <267>, Американская конвенция о правах человека (1969 г.) <268>, Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.) <269>, включают в себя пункты, специально относящиеся к заключенным, статьи о гарантиях законности, судебного процесса, запрете на принудительный труд, о запрете на пытки, что в настоящее время стало нормой международного права <270>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 9721