В статье регламентировано осуществление такой меры по восстановлению платежеспособности должника, как исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами. В рамках подобной регламентации в п. 1 ст. 89 Закона 1998 г. о банкротстве предусматривалось, что собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Пункт 2 указанной статьи устанавливал, что исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами) допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Этим содержащаяся в ст. 89 Закона 1998 г. о банкротстве регламентация и исчерпывалась.
Комментируемая статья в первоначальной редакции содержала более расширенные по сравнению со ст. 89 Закона 1998 г. о банкротстве положения, в том числе за счет того, что среди лиц, которые вправе исполнить обязательства должника, непосредственно названы учредители (участники) должника. Разумеется, более детально были прописаны процедуры исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.
В свою очередь, комментируемая статья в соответствии с Законом 2008 г. N 296-ФЗ изложена полностью в новой редакции, в отношении которой в п. 36 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 разъяснено следующее:
в новой редакции статьи изменен порядок исполнения обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами;
статья предусматривает два возможных способа удовлетворения требований кредиторов: путем перечисления денежных средств на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса;
поскольку в силу абз. 1 п. 7 статьи специальный банковский счет должника открывается арбитражным управляющим на основании определения суда об удовлетворении заявления о намерении, в этом определении в соответствии с п. 5 статьи указывается только способ удовлетворения требований кредиторов (перечисление денежных средств на специальный банковский счет должника), а реквизиты этого счета не указываются. После открытия счета арбитражный управляющий обязан сообщить заявителю и суду его реквизиты;
при использовании такого способа удовлетворения требований кредиторов, как перечисление денежных средств в депозит нотариуса, следует иметь в виду, что предусмотренное абз. 3 ст. 87 Основ законодательства РФ о нотариате общее правило о принятии денежных средств в депозит по месту исполнения обязательства не подлежит применению. В этом случае в силу специального регулирования, установленного комментируемым Законом о банкротстве, все денежные средства подлежат перечислению в депозит нотариуса по месту нахождения должника.
К этому следует добавить, что передача денежных сумм и ценных бумаг в депозит нотариуса регламентирована положениями ст. 327 части первой ГК РФ и ст. 87 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <1>. Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса считается исполнением обязательства.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
При применении абз. 2 п. 9 статьи, в силу которого арбитражный управляющий обязан удовлетворить требования кредиторов в соответствии с определением об удовлетворении заявления о намерении в течение трех рабочих дней с даты поступления от заявителя денежных средств на специальный банковский счет должника, судам в п. 37 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 предписано иметь в виду, что арбитражный управляющий вправе приступить к перечислению денежных средств кредиторам только после поступления на специальный банковский счет суммы, достаточной для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
В отношении указанных в п. 14 статьи органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами должника принимать решения о заключении крупных сделок, в п. 9 Постановления Пленума ВАС России от 30 апреля 2009 г. N 32 разъяснено, что в данном случае нормы законодательства о юридических лицах подлежат применению лишь для цели определения соответствующего органа управления должника, компетентного на принятие указанных решений.
Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами предусмотрены в ст. 116 Закона.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 7379