В статье регламентировано осуществление такой меры по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия должника. Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 86 "Продажа предприятия (бизнеса) должника" Закона 1998 г. о банкротстве. Следует также упомянуть, что комментируемая статья изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2008 г. N 296-ФЗ, имевшим целью устранить выявленные правоприменительной практикой пробелы и неточности комментируемого Закона.
Открывает статью норма-дефиниция, определяющая понятие предприятия должника для целей комментируемого Закона: это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (в юридико-технических целях обозначается "предприятие"). Данная норма согласуется с общей нормой п. 1 ст. 132 части первой ГК РФ, определяющей, что предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Там же установлено, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Согласно п. 2 статьи продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В отношении указанных органов управления должника в п. 9 Постановления Пленума ВАС России от 30 апреля 2009 г. N 32 разъяснено, что в данном случае нормы законодательства о юридических лицах подлежат применению лишь для цели определения соответствующего органа управления должника, компетентного на принятие указанных решений.
В пункте 3 статьи определены виды отчуждаемых при продаже предприятия имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, и исключительных прав. Положения данного пункта согласуются с нормами ст. 559 "Договор продажи предприятия" части второй ГК РФ (в ред. Закона 2006 г. N 231-ФЗ), предусматривающими следующее:
по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (ст. 132 данного Кодекса), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (п. 1);
исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором (п. 2);
права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность (п. 3).
В соответствии с положениями п. 4 статьи определяется форма торгов, на которых осуществляется продажа предприятия, - аукцион или конкурс, а п. 5 статьи определяет разницу между названными формами проведения торгов. Эти положения основаны на общей норме п. 4 ст. 447 части первой ГК РФ, предусматривающей следующее: торги проводятся в форме аукциона или конкурса; выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия; форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В положениях п. 6 статьи закреплены правила определения начальной цены продажи предприятия: по общему правилу цена определяется в порядке, установленном комментируемым Законом, решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости этого предприятия, определенной в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора; в отношении предприятия должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что цена определяется в порядке, установленном ст. 130 Закона, т.е. в том же порядке, который предусмотрен для стадии конкурсного производства.
Пункт 7 статьи предусматривает две формы представления предложений о цене предприятия - закрытую и открытую. В основе данного положения лежит общая норма п. 1 ст. 448 части первой ГК РФ, согласно которой аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми: в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
В соответствии с п. 7 статьи торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме. Данное положение является нововведением Закона 2008 г. N 296-ФЗ, в ч. 21 ст. 4 которого (в ред. Закона 2009 г. N 195-ФЗ) предусматривалось, что данное положение применяется по истечении 120 дней после дня утверждения регулирующим органом требований к электронным площадкам, требований к операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме, порядка определения соответствия электронной площадки и оператора электронной площадки установленным требованиям, порядка проведения открытых торгов в электронной форме.
Однако указанная часть утратила силу в соответствии с Законом 2010 г. N 429-ФЗ, в ч. ч. 1 и 2 ст. 3 которого (в ред. Закона 2011 г. N 91-ФЗ) установлено, что п. 3 комментируемой статьи не применяется к отношениям по продаже предприятия на закрытых торгах, если сообщение о продаже предприятия или части имущества должника опубликовано в официальном издании до 1 октября 2011 г.; п. 3 комментируемой статьи не применяется к отношениям по продаже предприятия на открытых торгах, если сообщение о продаже предприятия или части имущества должника опубликовано в официальном издании до 15 мая 2011 г.
Пункт 7.1, введенный Законом 2009 г. N 195-ФЗ, предписывает внешнему управляющему представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже предприятия должника.
В пункте 8 статьи предусмотрено, что в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. При этом определен перечень функций, выполняемых организатором торгов, а также регламентированы отдельные моменты проведения торгов. Данный пункт основан на положениях п. 2 ст. 447 части первой ГК РФ (в ред. Закона 2008 г. N 306-ФЗ): в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее; организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Положения п. п. 9 - 18 статьи также регламентируют осуществление торгов по продаже предприятия должника. В этом отношении следует упомянуть, что общие нормы об организации и порядке проведения торгов закреплены в ст. 448 части первой ГК РФ:
если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок (п. 2);
если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов (п. 3);
участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору (п. 4);
лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (п. 5).
Общие нормы о последствиях нарушения правил проведения торгов предусмотрены в ст. 449 части первой ГК РФ:
торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п. 1);
признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2).
В пункте 19 статьи регламентировано оформление, заключение и исполнение договора купли-продажи предприятия. В этой связи необходимо иметь в виду общие нормы § 8 "Продажа предприятия" гл. 30 "Купля-продажа" части второй ГК РФ. Так, в отношении формы и государственной регистрации договора продажи предприятия в ст. 560 названного параграфа предусмотрено следующее: договор продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 данного Кодекса), с обязательным приложением к нему документов, указанных в п. 2 ст. 561 данного Кодекса (п. 1); несоблюдение формы договора продажи предприятия влечет его недействительность (п. 2); договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3).
Статья 561 названного параграфа регламентирует удостоверение состава продаваемого предприятия: состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации (п. 1); до подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований (п. 2); имущество, права и обязанности, указанные в названных документах, подлежат передаче продавцом покупателю, если иное не следует из правил ст. 559 данного Кодекса и не установлено соглашением сторон (п. 3).
На основании п. 20 статьи Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 <1> утверждены:
--------------------------------
<1> РГ. 2010. 2 июня. N 118.
Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
Требования к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
Порядок подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В письме Минэкономразвития России от 24 мая 2011 г. N д06-2610 "О регистрации на электронных площадках" <1> обращено внимание на то, что участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является добровольным; соответственно, обязанность соблюдения установленных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 требований распространяется на лиц, изъявивших желание участвовать в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
--------------------------------
<1> СПС.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 10295