Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Как свидетельствует история, вопросы определения вида исправительного учреждения для отбывания уголовного наказания ранее (УК 1960 г.) уголовным законодательством не регулировались. Исправительно-трудовые колонии являлись в то время основным видом мест лишения свободы.
Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел РСФСР <185> были установлены четыре вида исправительно-трудовых колоний:
<185> См.: ВВС РСФСР. 1961. N 37. С. 556.
- исправительно-трудовые колонии общего режима;
- исправительно-трудовые колонии усиленного режима;
- исправительно-трудовые колонии строгого режима;
- исправительно-трудовые колонии особого режима.
Вид колонии, где осужденный мог отбывать наказание в виде лишения свободы, определялся судом <186>.
<186> О порядке определения судами вида исправительно-трудовой колонии лицам, осужденным к лишению свободы, см. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1961 г. с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 3 июля 1962 г. и от 14 марта 1963 г.; Постановление Пленума от 31 июля 1962 г. "О судебной практике по определению вида исправительно-трудовой колонии лицам, осужденным к лишению свободы" // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924 - 1963 г. С. 213 - 222.
Колонии-поселения были введены в систему исправительных учреждений Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. "Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления". В соответствии с Указом в колонии-поселения направлялись не только лица, твердо вставшие на путь исправления, но и отбывшие часть определенного судом срока наказания <187>. Колонии-поселения были предназначены для адаптации в условиях свободы осужденных, проведших длительное время в местах лишения свободы, твердо вставших на путь исправления и в своей основе утративших социально полезные для жизни в обществе связи. Вновь созданные колонии-поселения изначально брали на себя функции органов ресоциализации осужденных (приспособление к жизни на свободе, их адаптации в изменившемся социуме). В результате проводимой работы с осужденными последние в основной своей массе дорожили предоставленной им возможностью жить в условиях ограниченной свободы, которые резко отличались от условий исправительно-трудовых колоний. В более позднее время, когда осужденные с большим сроком наказания освободились и на смену им стали поступать лица, пробывшие в местах лишения свободы относительно короткое время, положение в вопросах преступности и правопорядка в колониях изменилось в отрицательную сторону.
<187> См.: ВВС РСФСР. 1963. N 26. С. 591 - 592.
Длительное время в науке уголовного и уголовно-исполнительного права споры и дискуссии об отнесении колоний-поселений к системе исправительных учреждений в силу того, что они якобы не исполняют лишения свободы в прямом смысле слова, что данный правовой институт ближе стоит к ограничению, а не лишению свободы. Вместе с тем первый опыт функционирования колоний-поселений прямо указал на их эффективность и целесообразность. В силу этого начиная с 1977 г. стал возникать и функционировать новый вид колоний-поселений, в которых содержались лица, совершившие преступления по неосторожности. Эти колонии были введены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. "О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик" после проведения удачного эксперимента по содержанию лиц, совершивших преступления по неосторожности, в колониях-поселениях.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2283