Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Педагогическая наука, в том числе и пенитенциарная педагогика, относят поощрения и наказания к основным и специфическим средствам воздействия на личность осужденного к лишению свободы.
Поощрение в разных его видах выступает прежде всего как средство убеждения осужденного в правильности его нравственных позиций и избранной линии поведения. Тем самым оно побуждает осужденного к дальнейшему развитию данных ему позитивных оценок и совершенствованию своего поведения.
Наказание, в свою очередь, в любом его виде представляет собой крайнее средство принуждения личности к выполнению возложенных на нее обязанностей, соблюдению режимных требований и установленных правил поведения.
Педагогические требования, общественное мнение коллектива, правила внутреннего распорядка, поручение, наказание могут выступать как в качестве средств убеждения, так и в качестве принудительных мер.
Следует согласиться с тем выводом, что все виды непосредственного и опосредствованного убеждения, принуждения и приучения осужденного поступать адекватно социальным нормам и требованиям находятся в диалектической взаимосвязи. Они образуют динамичную систему приемов и средств воспитательного и карательного воздействия, выступающую в разных вариантах в зависимости от особенностей личности осужденного и его поведения, конкретных поэтапных воспитательных задач и складывающихся обстоятельств <179>.
<179> См.: Высотина Л.А. Принципы и методы перевоспитания. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1977. С. 166.
Убеждение как средство исправления осужденных позволяет в известной мере нейтрализовать отрицательное влияние уголовно-карательного принуждения на сознание осужденного.
Как было отмечено, применение мер поощрения и взыскания осужденных следует рассматривать как один из основных методов воспитательного воздействия на них.
УИК РФ на первое место ставит поощрительные меры воспитательного воздействия на осужденных (ст. 113 - 114) исходя из логического подхода целесообразности первоначального убеждения с последующим применением, в случае необходимости - принудительного воздействия на нарушителей порядка и условий отбывания и исполнения наказания.
За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения (ст. 113 УИК):
1) благодарность;
2) награждение подарком;
3) денежная премия;
4) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;
5) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
6) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
7) увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;
8) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
К положительно характеризующимся осужденным могут быть применены также меры, предусмотренные ч. 2 ст. 78 УИК РФ (изменение вида исправительного учреждения) и ст. 87 УИК РФ (условия отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2627