Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В УИК РФ устанавливается необходимость индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально полезных связей и т.д. Основным источником таких сведений выступают личные дела осужденных, контроль над характером их переписки, беседы с ними и т.п. <175>.
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (под ред. А.И. Зубкова) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2008 (4-е издание, переработанное).
<175> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2004.
В содержание индивидуальной работы входит:
1) изучение характера взаимоотношений в среде осужденных;
2) выявление неформальных лидеров;
3) применение типовых методик;
4) изучение личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям;
5) составление и организация планов индивидуальной работы с конкретными лицами;
6) организация самовоспитания и аттестования осужденных;
7) организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков;
8) подготовка осужденных к освобождению;
9) активная работа по ресоциализации осужденных и т.д.
В части организации воспитательной работы следует отметить, что основная ее нагрузка в плане организации индивидуальных воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется только начальником отряда. В исправительных учреждениях к воспитательному воздействию на осужденных привлекается весь их персонал.
Необходимость такой работы определяется тем, что даже хорошо организованные групповые и массовые воспитательные мероприятия не могут дать высокого эффекта в исправлении лиц, лишенных свободы, если они не сочетаются с индивидуальным подходом, системой индивидуальных бесед с каждым осужденным. Индивидуальная воспитательная работа строится на основе достижений медицины, психолого-педагогических знаний, научно-методических рекомендаций, вырабатываемых исправительно-трудовой психологией и педагогикой.
В литературе по уголовно-исполнительному праву, кроме указанных выше форм воспитательной работы, обозначаются и такие направления воспитательного (психолого-педагогического) процесса, которые организуются в условиях исправительных учреждений, как:
1) политическое;
2) умственное (интеллектуальное);
3) половое (сексуальное);
4) интернациональное;
5) экологическое и т.д.
Определенные возможности повышения эффективности воспитательной работы связаны с деятельностью самодеятельных организаций осужденных. Самодеятельными организациями называют форму ограниченного самоуправления осужденных, осуществляемого под контролем и руководством со стороны сотрудников исправительных учреждений. Их функционирование регулируется ст. 111 УИК РФ.
Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления (п. 2 ст. 111 УИК РФ).
Проблемы применения тех или иных методов и форм воспитательной работы с осужденными на практике и в науке всегда были достаточно дискуссионными. В 70-х годах XX в. шел острый спор по вопросу о соотношении коллективных и индивидуальных метод воздействия: одни признавали приоритет лишь коллективных методов воздействия, другие - индивидуальных. Истина оказалась, как всегда, посередине: важны оба метода, и, в зависимости от педагогической ситуации, на первое место может выходить тот или иной метод.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2861