Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
1) обеспечение комплексного подхода к организации воспитательной работы с осужденными;
2) соблюдение прав и законных интересов осужденных;
3) использование и совершенствование традиционных, выработка и внедрение новых форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, а также положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций;
4) создание, укрепление и развитие материальной базы для воспитательной работы с осужденными и т.д. Руководство организации воспитательной работы в отрядах осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе. Кроме того, в документе определены права и обязанности других лиц уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с требованиями УИК РФ воспитательная работа осуществляется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. В число указанных выше форм входят, как правило, убеждение, принуждение, стимулирование, разъяснение и примеры.
Проведение взвешенной, продуманной и научно обоснованной воспитательной работы требует серьезных материальных затрат. С этой целью для организации воспитательной работы в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с теми нормами, которые утверждаются Правительством РФ.
Наибольшее значение имеет нравственное воспитание осужденных. С точки зрения общей педагогики, процесс нравственного воспитания - это целенаправленно организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемого в соответствующих обстоятельствах жизни и деятельности, необходимое и достаточное для развития системы отношений воспитуемого к окружающей действительности и самому себе в соответствии с принципами и нормами морали <172>.
<172> Высотина Л.А. Процесс перевоспитания осужденных. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1977. С. 94.
С учетом особого правового статуса осужденных к лишению свободы, нравственное воспитание в исправительной (пенитенциарной) педагогике следует рассматривать как процесс формирования его личности, его жизненной позиции.
В тесной взаимосвязи с этим направлением воспитательного воздействия на осужденных находится образовательное воспитание осужденных к лишению свободы. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что повышение образовательного уровня осужденных неизменно приводит к повышению и укреплению их нравственных устоев. Исходя из этого законодатель включил в качестве одного из основных и важнейших средств исправления осужденных получение ими общего образования и профессиональную их подготовку (п. 2 ст. 9 УИК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Следует отметить, в продолжение суждений, что в обществе наряду с правовыми законами действуют и нормы морально-нравственного порядка. Формирование активных, положительных установок в поведении осужденных предполагает привитие ими осознанной необходимости соблюдать морально-нравственные требования, существующие в обществе.
В то же время правовое воспитание осужденных предопределяется необходимостью вооружения их минимумом юридических знаний, которые будут способствовать формированию законопослушного члена общества с повышенным уровнем правосознания, не нарушающего закон не под страхом наказания, а из осознанного понимания законопослушного образа жизни. Здесь широко используются лекционные занятия, индивидуальное обучение в форме консультаций, семинаров, собеседований и т.д.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2241