Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
УИК РФ в гл. 11 определяет, как указывалось выше, лишь общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. В тексте закона раскрывается содержание понятия "места отбывания лишения свободы" и определены нормы, регулирующие распределение осужденных по видам исправительных учреждений.
Регулирование начинается с регламентации порядка направления осужденных в места отбывания лишения свободы и приема их в соответствующих учреждениях. Вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, определяется судом. Судебный порядок распределения осужденных повышает обоснованность вынесенных приговоров и создает предпосылки для осуществления судебного контроля за их исполнением.
Большое значение имеет то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства участники процесса могут представить обоснованные соображения о том, где именно целесообразно осужденному отбывать наказание. Решение суда об определении осужденному вида исправительного учреждения может стать предметом рассмотрения в суде второй инстанции или в порядке надзора. Таким образом, всем ходом судебного процесса обеспечивается законность и обоснованность назначения осужденному вида лишения свободы и вида исправительного учреждения.
Согласно существующему порядку следующим этапом после назначения осужденному вида исправительного учреждения является определение ему места отбывания наказания. Эти вопросы регулируются уже УИК РФ. Так, ст. 73 УИК устанавливает, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах республики в составе Российской Федерации, в автономной области, автономном округе, крае или области, в которой они проживали до ареста или были осуждены. Это обусловлено необходимостью создания условий для положительного влияния на поведение осужденных семьи, членов трудовых коллективов, где они ранее работали. Кроме того, указанный порядок определения места отбывания наказания сокращает сложности трудового и бытового устройства бывших осужденных после их освобождения. При этом также учитываются неодинаковые природно-климатические условия различных регионов России, существенные материально-финансовые затраты государства на перевозку (этапирование) осужденных к месту отбывания наказания.
Наряду с перечисленными моментами в законе предусмотрены и исключения из общего правила. Речь идет о тех случаях, когда осужденные к лишению свободы могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения других республик (краев, областей), входящих в Российскую Федерацию. В качестве оснований для такого направления в ст. 73 УИК указаны:
1) состояние здоровья осужденного;
2) необходимость обеспечения его личной безопасности;
3) отсутствие соответствующего режимного исправительного учреждения;
4) врачебные предписания и т.д.
Общим для всех случаев является правило, в соответствии с которым перемещение осужденных в другие регионы должно в основном осуществляться с согласия самого осужденного. Вместе с тем, как показывает практика, реализовать названную норму в современных условиях нелегко. Следует иметь в виду, что с учетом требований раздельного содержания осужденных в обозримом будущем едва ли какой-либо из субъектов РФ окажется в состоянии организовать и содержать на своей территории одновременно все виды исправительных учреждений. Такое "неудобство" относится к небольшим по численности категориям осужденных: женщинам, лицам, нуждающимся в специальном лечении, несовершеннолетним. Очевидно, невозможно в каждой области организовать исправительные учреждения всех видов. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в которых имеются условия для их размещения.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2864