Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Самостоятельным правовым актом в вопросах регулирования лишения свободы как уголовного наказания явился Устав о ссыльных издания 1909 г. Он устанавливал следующие правила исполнения уголовных наказаний:
- ссылку в каторжные работы;
- ссылку на поселение.
Ссылка в каторжные работы по карательным свойствам представляла собой наиболее суровый вид уголовного наказания. В перечне наказаний она занимала по тяжести второе место после смертной казни. Ссыльнокаторжные преимущественно размещались в тюрьмах, приспособленных для содержания этой категории преступников. Устав предусматривал раздельное содержание лиц мужского и женского пола; несовершеннолетних и взрослых; дворян, лиц иных привилегированных сословий, чинов и людей низшего состояния. Труд ссыльнокаторжных использовался в рудниках, на заводах и фабриках в Сибири <152>.
<152> Подробное описание сахалинской каторги и ее нравов см.: Чехов А.П. Остров Сахалин // Собр. соч. Т. 10. М., 1956.
Рост преступности среди несовершеннолетних в рассматриваемый период, правовая неразрешенность вопросов назначения и исполнения лишения свободы в отношении данной категории лиц обусловили в 1909 г. принятие Положения о воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от 10 до 17 лет. Таким образом, впервые в России формировались правовые основы деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних.
Судебная практика по преимущественному применению наказания к преступникам в виде лишения свободы привела к "перенаселению" пенитенциарных учреждений. Численность заключенных в тюрьмах России составляла в 1898 г. - 83 209 человек, в 1909 - 180 206, в 1913 - 124 418, на 1 января 1917 г. - 152 052 человека <153>. В таких условиях пенитенциарные учреждения ставили перед собой минимальные цели. "Тюрьма старого времени, - писал С.В. Познышев, - не преследовала, да и не могла преследовать никаких исправительных целей. Она должна была сохранять в своих стенах преступника впредь до востребования его властью, а иногда и всю жизнь; она должна была являться достаточным средством устрашения других, дабы им было "неповадно" подражать преступнику. Вот те несложные цели, достижение которых требовалось от тюрьмы" <154>.
<153> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. С. 21.
<154> Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. С. 1.
В послереволюционный период уголовная и пенитенциарная политика приобретают своеобразный рекламно-идеологический и классовый аспекты, сформулированные в работах В.И. Ленина. В "Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде" им изложена позиция о том, что коммунистическая партия должна стремиться к тому, чтобы система наказания была окончательно заменена системой мер воспитательного характера.
Данное положение об отношении пролетарского государства к наказанию незамедлительно нашло свое отражение в нормативных актах. Первым значимым советским нормативным источником стала Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового", утвержденная Постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г. Инструкция закрепляла систему мест лишения свободы, состоявшую из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний. Сюда входили и испытательные заведения для лиц, в отношении которых имелись основания к послаблению режима или досрочному освобождению, карательно-лечебные заведения (в них содержались заключенные с заметно выраженными психическими заболеваниями), больницы.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2006