Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержится в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:
- надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;
- в местах предварительного заключения под стражу;
- надзор при исполнении наказания;
- надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
В соответствии с требованиями ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
1) законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказания;
2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Не менее важным является вопрос об определении полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В частности, в соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.
В процессе личных посещений прокурор:
1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;
2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;
3) знакомится с документами осужденных, с оперативными материалами, проводить личный прием осужденных;
4) рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;
5) устанавливает соответствие законодательству приказов, постановлений, распоряжений; отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.
Мерой, направленной на предупреждение нарушений законности, является санкционирование прокурором некоторых документов, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:
1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);
2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);
3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ);
4) о содержании осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УИК РФ);
5) об оставлении осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и т.д.
Другой формой реагирования прокурора на нарушения законности служит представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица, в адрес которых было внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении, и принять меры к немедленному исполнению соответствующих нарушений.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 5872