СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 95 закона о банкротстве. Судебная практика: Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Статья определяет содержание правового режима моратория, предусмотренного в п. 1 ст. 94 Закона в качестве одного из последствий введения внешнего управления. Ранее подобный режим был определен в ст. 70 Закона 1998 г. о банкротстве, в связи с чем необходимо отметить следующее. Постановлением КС России от 12 марта 2001 г. N 4-П признан не противоречащими Конституции РФ ряд положений названного Закона, касающихся введения моратория, поскольку ими не исключается судебная защита прав кредиторов и устанавливается особый правовой режим имущественных требований, предъявляемых к должнику, который вводится на период рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Как указано при этом, ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, установлены законодателем в рамках комплекса мер, направленных на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты.

В соответствии с п. 1 статьи мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. Причем в первоначальной редакции данного пункта, как и в п. 1 ст. 70 Закона 1998 г. о банкротстве, устанавливалось, что мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Соответствующее изменение внесено Законом 2008 г. N 296-ФЗ, которым также признан утратившим силу п. 4 комментируемой статьи.

В пункте 2 статьи установлено, что в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных п. 1 статьи:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения в качестве исключения были указаны не текущие платежи, а денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). В пункте 26 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25 при применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства судам предписано учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

Пункт 2 статьи устанавливает, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены комментируемой статьей. Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, изложенное правило о начислении процентов не является основанием для увеличения сумм требований заявителя за счет указанных процентов и сумм требований иных кредиторов, установленных в ходе наблюдения, финансового оздоровления либо конкурсного производства (ст. 146 Закона). Кстати говоря, в п. 2 ст. 70 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что проценты начисляются в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 части первой ГК РФ.

Наряду с прочим в п. 2 статьи предусмотрено, что уплата начисленных в соответствии с данной статьей процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, установленном ст. 121 Закона. При этом указано, что в случае, если такое удовлетворение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, то уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона. Следует подчеркнуть, что данные правила являются нововведениями Закона 2008 г. N 296-ФЗ. До того как этим Законом были внесены изменения, предусматривалось, что начисленные в соответствии с комментируемой статьей проценты в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства подлежат удовлетворению в порядке, установленном п. 3 ст. 137 Закона.

В пункте 3 статьи установлено, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

Пункт 4 статьи исключал из сферы действия п. п. 2 и 3 статьи денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Данный пункт признан утратившим силу Законом 2008 г. N 296-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в п. п. 1 и 2 статьи.

В соответствии с п. 5 статьи мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда. Ранее данное правило содержалось в п. 5 ст. 70 Закона 1998 г. о банкротстве.

Иначе говоря, действие моратория не распространяется на требования кредиторов первой и второй очередей. С учетом этого, а также специальных предписаний абз. 2 п. 2 комментируемой статьи в п. 38 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29 арбитражным судам в процессе применения ст. ст. 94 и 95 Закона предписывалось учитывать, что вынесение судом определения о введении внешнего управления не является основанием для снятия арестов с имущества должника и не отменяет иных ограничений в части распоряжения имуществом должника, ранее наложенных в ходе исполнительного производства по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам.




.


Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247