Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Россия, вступив в Совет Европы и присоединившись к мировому сообществу в вопросах демократического развития общества, приняла на себя обязательства по существенному реформированию отечественного законодательства, и в первую очередь в вопросах соблюдения основных прав и свобод человека. Встав на путь демократических преобразований, Россия приняла Декларацию прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.). В указанном документе закреплено, что права и свободы человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц в демократическом обществе. Указанное положение всецело согласуется и вытекает из Всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948 г.) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.). Эти основополагающие рекомендации мирового сообщества нашли свое выражение в Конституции РФ (гл. 2 Конституции). Статья 17 устанавливает, что: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с Конституцией".
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
Положения Конституции РФ, касающиеся основных прав и обязанностей человека и гражданина (ст. 64), составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Указанные конституционные положения и основные предписания международных правовых институтов имеют для определения правового статуса осужденных в России важное, а порой и основополагающее значение. К фундаментальным правовым предписаниям, кроме перечисленных выше, следует отнести:
1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты ООН в 1955 г.);
2) Европейские тюремные правила (приняты Советом Европы в 1987 г.);
3) Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, приняты в 1990 г.);
4) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты в 1985 г.), и ряд других.
Действующий УИК выстроен законодателем с учетом указанных правил и учитывает их в основных своих институтах. Об этом свидетельствует то, что гл. 2 "Правовое положение осужденных" в значительной мере учитывает основы общепринятых мировых подходов к этой проблеме. Так, в ч. 3 ст. 3 закрепляется, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого обращения с осужденными. В основе этого положения лежит Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1975 г.
Таким образом, можно сформулировать основные положения законодательного закрепления прав и свобод осужденных:
1) права и свободы человека и гражданина (фундаментальное положение);
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2509